Пятница,
5 Ноября 2004
6:49
  Библиотека
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ УЛУЧШЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЯ ЖЕНЩИН

196. Национальные механизмы по вопросам улучшения положения женщин были учреждены почти в каждом государстве-члене, в частности, для разработки, поощрения реализации, исполнения контроля, оценки, пропаганды и мобилизации поддержки политики, способствующей улучшению положения женщин. Национальные механизмы разнообразны по форме и различны по своей эффективности, причем в некоторых случаях их действенность снизилась. Будучи зачастую маргинализированными в рамках национальных правительственных структур, эти механизмы нередко испытывают трудности, связанные с нечетко сформулированными мандатами, неадекватным штатным расписанием, профессиональной подготовкой, обеспечением данными и ресурсами, равно как и с недостаточной поддержкой со стороны национального политического руководства.

197. На региональном и международном уровнях механизмы и учреждения, призванные содействовать улучшению положения женщин в качестве составной части основной деятельности в сфере политического, экономического, социального и культурного развития и инициатив в области развития и прав человека, сталкиваются с аналогичными проблемами, обусловленными отсутствием приверженности этому делу на самых высоких уровнях.

198. На нескольких последовательно проведенных международных конференциях была подчеркнута необходимость учета гендерных факторов в контексте политики и при планировании программ. Тем не менее во многих случаях этого не делается.

199. Были укреплены региональные органы, занимающиеся вопросами улучшения положения женщин, равно как и соответствующие международные механизмы, такие, как Комиссия по положению женщин и Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин. Тем не менее ограниченность имеющихся в их распоряжении ресурсов по-прежнему препятствует полному осуществлению их мандатов.

200. Во многих организациях были разработаны методологии для проведения в контексте политики и программ анализа с учетом гендерных факторов и изучения дифференцированных последствий политики для женщин и мужчин, которые могут использоваться на практике, однако зачастую их не применяют или применяют непоследовательно.

201. Национальный механизм по вопросам улучшения положения женщин является центральным подразделением по координации политики в рамках правительства. Его главная задача заключается в том, чтобы оказывать правительству в целом поддержку в деле учета гендерной проблематики во всех областях политики. Условия, необходимые для эффективного функционирования подобных национальных механизмов, включают в себя:

    а) подчиненность такого механизма должностному лицу максимально высокого уровня в правительстве министру - члену кабинета;

    b) наличие институциональных механизмов или процессов, которые содействуют, когда это необходимо, децентрализованному планированию, осуществлению и контролю в целях вовлечения неправительственных и общинных организаций с низового уровня и выше;

    с) наличие достаточного объема ресурсов с точки зрения бюджетных средств и обеспечения кадрами;

    d) возможность оказания влияния на разработку правительством политики во всех областях.

202. Решая вопрос о механизмах содействия улучшению положения женщин, правительства и другие субъекты должны поощрять активную и действенную политику по учету гендерной проблематики во всех стратегиях и програкмах, с тем чтобы принятию решений предшествовал анализ последствий, соответственно для женщин и мужчин.


Стратегическая цель: Создание или укрепление национальных механизмов и других правительственных органов

Деятельность, которая должна осуществляться

203. Правительствами:

    а) обеспечение возложения ответственности за вопросы улучшения положения женщин на должностное лицо в правительстве максимально высокого уровня; во многих случаях это мог бы быть уровень министра - члена кабинета;

    b) создание на основе прочной политической приверженности национального механизма, там, где таковой отсутствует, и укрепление, когда это целесообразно, существующих национальных механизмов по вопросам улучшения положения женщин на максимально высоком уровне в правительстве; он должен иметь четко определенные мандаты и полномочия; чрезвычайно важными элементами будут являться адекватное обеспечение ресурсами и предоставление возможностей и полномочий влиять на политику и разрабатывать и пересматривать законодательство; помимо прочего, он должен проводить анализ политики и осуществлять информационно-пропагандистскую деятельность, поддерживать соответствующие связи, координировать деятельность и контролировать ход осуществления;

    с) обеспечение профессиональной подготовки кадров по вопросам сбора и анализа данных с учетом гендерной .проблематики;

    d) разработка процедур, позволяющих механизму собирать информацию о всех решаемых правительством вопросах политики на ранней стадии, и постоянное использование механизма при разработке политики и в процессе ее обзора в рамках правительства ;

    е) предоставление законодательным органам на регулярной основе докладов, когда это целесообразно, о прогрессе в том, что касается учета гендерных проблем в контексте основной деятельности, принимая во внимание меры по осуществлению Платформы действий;

    f) поощрение и поддержка активного участия широкого круга разнообразных институциональных партнеров в государственном, частном и добровольном секторах в работе по обеспечению равенства женщин и мужчин.


Стратегическая цель: Учет гендерных аспектов в рамках законодательств. государственной политики, программ и проектов

Деятельность, которая должна осуществляться

204. Правительствами:

    а) обеспечение того, чтобы до принятия решений в сфере политики, проводился анализ их последствий, соответственно для женщин и мужчин;

    b) проведение на регулярной основе обзора национальной политики, программ и проектов, а также хода их осуществления в целях оценки последствий для политики по обеспечению занятости и дохода, с тем чтобы можно было гарантировать, что женщины являются непосредственными получателями приносимых развитием благ и что их полный вклад в процесс развития с учетом как оплачиваемой, так и неоплачиваемой работы, выполняемой женщинами, учитывается в рамках экономической политики и планирования;

    с) содействие национальным стратегиям и реализации целей, связанным с достижением равенства между женщинами и мужчинами, в целях устранения препятствий на пути осуществления женщинами своих прав и ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин;

    d) проведение при необходимости работы с членами законодательных органов в целях содействия учету гендерной проблематики в рамках всех законодательств и политики ;

    е) предоставление всем министерствам мандата на проведение обзора политики и программ с точки зрения гендерного аспекта и в свете Платформы действий; возложение ответственности за осуществление этого мандата на руководство максимально высокого уровня; создание и/или укрепление структуры межведомственной координации для осуществления этого мандата, контроля за прогрессом и взаимодействия с соответствующими механизмами.

205. Национальным механизмам:

    а) оказание содействия в разработке и реализации правительственной политики по обеспечению равенства между женщинами и мужчинами, разработка соответствующих стратегий и методологий и поощрение координации и сотрудничества в рамках центрального правительства, с тем чтобы обеспечить учет гендерной проблематики в основной деятельности в рамках всех определяющих политику процессов;

    b) поощрение и налаживание отношений сотрудничества с соответствующими органами правительства, центрами по проведению прикладных и теоретических исследований по женской проблематике, научными и учебными заведениями, частным сектором, средствами массовой информации, неправительственными организациями, в особенности женскими организациями, и всеми другими партнерами в рамках гражданского общества;

    с) принятие мер по проведению законодательной реформы, связанной, в частности, с проблемами семьи, условиями занятости, социальным обеспечением, налогообложением, равными возможностями в сфере образования, мерами по улучшению положения женщин и представлением о подходах и культуре, поощряющих равенство, а также содействие учету гендерной проблематики в рамках реформ правовой политики и процесса разработки программ;

    d) поощрение более широкого участия женщин как активных участниц и одновременно бенефициаров процесса развития, в результате которого произошло бы улучшение качества жизни для всех;

    е) установление непосредственных контактов с национальными, региональными и международными органами, занимающимися вопросами улучшения положения женщин:

    f) оказание правительственным учреждениям помощи в области подготовки кадров и предоставление им консультативных услуг с целью учета гендерной проблематики в их политике и программах.


Стратегическая цель: Сбор и распространение дезагрегированных по признаку пола данных и информации для целей планирования и оценки

Деятельность, которая должна осуществляться

206. Национальными, региональными и международными статистическими службами и соответствующими учреждениями правительств и Организации Объединенных Наций в сотрудничестве с научно-исследовательскими и информационными организациями, в соответствующих областях компетенции:

    а) обеспечение сбора, обработки, аналита и презентации статистических данных, касающихся людей, с разбивкой по признаку пола и по возрасту, а также обеспечение того, чтобы они отражали проблемы и вопросы, связанные с жизнью женщин и мужчин в обществе;

    b) сбор, обработка, анализ и презентация на регулярной основе данных с разбивкой по возрасту, полу, социально-экономическим и другим соответствующим показателям, включая число иждивенцев, для использования при планировании и осуществлении политики и программ;

    с) привлечение центров по изучению гендерных проблем и научно- исследовательских организаций к разработке и апробированию соответствующих показателей и методологий исследований в целях укрепления гендерного анализа, а также привлечение их к деятельности по контролю и оценке хода реализации целей Платформы действий;

    d) направление или назначение сотрудников для укрепления программ гендерной статистики и обеспечения координации, контроля и увязки со всеми областями статистической работы, а также подготовка материалов, обобщающих статистические данные из различных тематических областей;

    е) принятие мер в целях совершенствования сбора данных о всестороннем вкладе женщин и мужчин в экономику, включая их участие в неформальном секторе(ах);

    f) получение более всеобъемлющих данных о всех видах работы и занятости путем:

      l) совершенствования сбора данных о неоплачиваемом труде, уже включенном в систему национальных счетов Организации Объединенных Наций, например, в сельском хозяйстве, особенно в нетоварном сельском хозяйстве, и о других видах нерыночной производительной деятельности;

      ll) улучшения количественных показателей, которые в настоящее время недооценивают безработицу и неполную занятость среди женщин на рынке труда;

      lll) разработки методов на соответствующих форумах для определения ценности неоплачиваемого труда в количественном выражении, который не учитывается в системе национальных счетов, например работа по уходу за иждивенцами и приготовление пищи, для возможного учета в официальной статистике во вспомогательных или в других официальных счетах, которые могут подготавливаться отдельно от основных национальных счетов, однако согласовываться с ними, с целью признания экономического вклада женщин и привлечения внимания к неравномерному распределению оплачиваемого и неоплачиваемого труда между мужчинами и женщинами;

    g) разработка международной классификации методов сбора статистической информации об использовании времени с учетом различного распределения оплачиваемой и неоплачиваемой работы между мужчинами и женщинами и сбор данных, дезагрегированных по признаку пола, на национальном уровне с учетом местных сдерживающих факторов:

      l) проведение регулярных исследований об использовании времени для измерения в количественном выражении неоплачиваемой работы, включая регистрацию тех видов деятельности, которые осуществляются одновременно с оплачиваемой работой или с другой неоплачиваемой работой;

      ll) измерение в количественном выражении неоплачиваемого труда, который не учитывается в национальных счетах, и совершенствование методов для достоверного отражения его стоимости во вспомогательных или других официальных счетах, которые подготавливаются отдельно от основных национальных счетов, однако согласуются с ними;

    h) совершенствование концепций и методов сбора данных об определении уровней нищеты среди женщин и мужчин, включая их доступ к ресурсам;

    i) укрепление систем статистических данных о естественном движении населения и включение гендерного анализа в публикации и исследования; уделение приоритетного внимания гендерным различиям при подготовке исследований и сборе и анализе данных в целях совершенствования статистических данных о заболеваемости; и улучшение сбора данных о доступе к медицинским услугам, включая доступ к всеобъемлющим услугам по охране полового и репродуктивного здоровья, охране здоровья матери и ребенка и по планированию семьи с уделением особого внимания матерям-подросткам и уходу за престарелыми;

    j) сбор более надежных данных с разбивкой по признаку пола и по возрасту о жертвах всех форм насилия в отношении женщин, таких, как насилие в семье, сексуальные домогательства, изнасилования, кровосмешение и половое принуждение и торговля женщинами и девочками и о насилии со стороны агентов государства, а также о лицах, совершивших эти акты насилия;

    k) совершенствование концепций и методов сбора данных об участии женщин и мужчин из числа инвалидов, включая их доступ к ресурсам.

207. Правительствами:

    а) обеспечение регулярного выпуска статистического сборника, в котором тематические данные о женщинах и мужчинах представлены и интерпретируются в такой форме, которая удобна для широкого круга пользователей, не имеющих специальной подготовки;

    b) обеспечение того, чтобы статистики и пользователи статистической информации в каждой стране регулярно проводили обзоры адекватности официальной статистической системы и охвата ею гендерных проблем, а также подготовка плана в целях осуществления необходимых улучшений, где это необходимо;

    с) проведение и поощрение проведения научно-исследовательскими организациями, профсоюзами, работодателями, частным сектором и неправительственными организациями исследований с целью изучения количественных и качественных аспектов разделения власти и влияния в обществе, включая число женщин и мужчин на старших руководящих должностях как в государственном, так и в частном секторе;

    d) использование данных с более эффективной разбивкой по признаку пола при разработке политики и осуществлении программ и проектов.

208. Организацией Объединенных Наций:

    а) содействие разработке методов в целях поиска более совершенных путей сбора, обработки и анализа данных, которые могут касаться прав женщин, включая насилие в отношении женщин для использования всеми соответствующими органами Организации Объединенных Наций;

    b) содействие дальнейшей разработке статистических методов в целях совершенствования данных, касающихся участия женщин в процессе экономического, социального, культурного и политического развития;

    с) регулярная подготовка каждые пять лет нового выпуска издания "The World's Women" ("Женщины мира") и его широкое распространение;

    d) оказание странам, по их просьбе, помощи в разработке гендерных политики и программ;

    е) обеспечение представления Комиссии по положению женщин на регулярной и скоординированной основе соответствующих докладов, данных и публикаций Статистического отдела Секретариата Организации Объединенных Наций и Международного учебного и научно-исследовательского института по улучшению положения женщин о прогрессе, достигнутом на национальном и международном уровнях.

209. Многосторонними финансовыми учреждениями, занимающимися проблемами развития, и двусторонними донорами:

    поощрение развивающихся стран и стран с переходной экономикой и оказание им поддержки в деле создания собственного потенциала путем предоставления ресурсов и технической помощи, с тем чтобы эти страны могли в полной мере определять объем работы, выполняемой женщинами и мужчинами, включая оплачиваемый и неоплачиваемый труд, и, при необходимости, использование вспомогательных или других официальных счетов в отношении неоплачиваемого труда.

К оглавлению

 

  Разделы библиотеки:

  Международные документы
  Документы РФ по правам женщин
  Документы ООН
  Женские программы
  Женщина в политике
  Женщина и бизнес

  Разделы сайта:

  Информация

  • Подписка на наши новости
  • Форум

(с) 1996–2024 Женская Информационная Сеть
 
Дизайн - ИД "Пасомар"
www.pasomar.ru