ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ УЛУЧШЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЯ ЖЕНЩИН
196. Национальные механизмы по вопросам улучшения
положения женщин были учреждены почти в каждом государстве-члене,
в частности, для разработки, поощрения реализации, исполнения
контроля, оценки, пропаганды и мобилизации поддержки политики,
способствующей улучшению положения женщин. Национальные механизмы
разнообразны по форме и различны по своей эффективности, причем
в некоторых случаях их действенность снизилась. Будучи зачастую
маргинализированными в рамках национальных правительственных
структур, эти механизмы нередко испытывают трудности, связанные
с нечетко сформулированными мандатами, неадекватным штатным
расписанием, профессиональной подготовкой, обеспечением данными
и ресурсами, равно как и с недостаточной поддержкой со стороны
национального политического руководства.
197. На региональном и международном уровнях
механизмы и учреждения, призванные содействовать улучшению
положения женщин в качестве составной части основной деятельности
в сфере политического, экономического, социального и культурного
развития и инициатив в области развития и прав человека, сталкиваются
с аналогичными проблемами, обусловленными отсутствием приверженности
этому делу на самых высоких уровнях.
198. На нескольких последовательно проведенных
международных конференциях была подчеркнута необходимость
учета гендерных факторов в контексте политики и при планировании
программ. Тем не менее во многих случаях этого не делается.
199. Были укреплены региональные органы, занимающиеся
вопросами улучшения положения женщин, равно как и соответствующие
международные механизмы, такие, как Комиссия по положению
женщин и Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин.
Тем не менее ограниченность имеющихся в их распоряжении ресурсов
по-прежнему препятствует полному осуществлению их мандатов.
200. Во многих организациях были разработаны
методологии для проведения в контексте политики и программ
анализа с учетом гендерных факторов и изучения дифференцированных
последствий политики для женщин и мужчин, которые могут использоваться
на практике, однако зачастую их не применяют или применяют
непоследовательно.
201. Национальный механизм по вопросам улучшения
положения женщин является центральным подразделением по координации
политики в рамках правительства. Его главная задача заключается
в том, чтобы оказывать правительству в целом поддержку в деле
учета гендерной проблематики во всех областях политики. Условия,
необходимые для эффективного функционирования подобных национальных
механизмов, включают в себя:
а) подчиненность такого механизма должностному
лицу максимально высокого уровня в правительстве министру
- члену кабинета;
b) наличие институциональных механизмов или
процессов, которые содействуют, когда это необходимо, децентрализованному
планированию, осуществлению и контролю в целях вовлечения
неправительственных и общинных организаций с низового уровня
и выше;
с) наличие достаточного объема ресурсов с
точки зрения бюджетных средств и обеспечения кадрами;
d) возможность оказания влияния на разработку
правительством политики во всех областях.
202. Решая вопрос о механизмах содействия улучшению
положения женщин, правительства и другие субъекты должны поощрять
активную и действенную политику по учету гендерной проблематики
во всех стратегиях и програкмах, с тем чтобы принятию решений
предшествовал анализ последствий, соответственно для женщин
и мужчин.
Стратегическая цель: Создание или укрепление
национальных механизмов и других правительственных органов
Деятельность, которая должна осуществляться
203. Правительствами:
а) обеспечение возложения ответственности
за вопросы улучшения положения женщин на должностное лицо
в правительстве максимально высокого уровня; во многих случаях
это мог бы быть уровень министра - члена кабинета;
b) создание на основе прочной политической
приверженности национального механизма, там, где таковой
отсутствует, и укрепление, когда это целесообразно, существующих
национальных механизмов по вопросам улучшения положения
женщин на максимально высоком уровне в правительстве; он
должен иметь четко определенные мандаты и полномочия; чрезвычайно
важными элементами будут являться адекватное обеспечение
ресурсами и предоставление возможностей и полномочий влиять
на политику и разрабатывать и пересматривать законодательство;
помимо прочего, он должен проводить анализ политики и осуществлять
информационно-пропагандистскую деятельность, поддерживать
соответствующие связи, координировать деятельность и контролировать
ход осуществления;
с) обеспечение профессиональной подготовки
кадров по вопросам сбора и анализа данных с учетом гендерной
.проблематики;
d) разработка процедур, позволяющих механизму
собирать информацию о всех решаемых правительством вопросах
политики на ранней стадии, и постоянное использование механизма
при разработке политики и в процессе ее обзора в рамках
правительства ;
е) предоставление законодательным органам
на регулярной основе докладов, когда это целесообразно,
о прогрессе в том, что касается учета гендерных проблем
в контексте основной деятельности, принимая во внимание
меры по осуществлению Платформы действий;
f) поощрение и поддержка активного участия
широкого круга разнообразных институциональных партнеров
в государственном, частном и добровольном секторах в работе
по обеспечению равенства женщин и мужчин.
Стратегическая цель: Учет гендерных аспектов
в рамках законодательств. государственной политики, программ
и проектов
Деятельность, которая должна осуществляться
204. Правительствами:
а) обеспечение того, чтобы до принятия решений
в сфере политики, проводился анализ их последствий, соответственно
для женщин и мужчин;
b) проведение на регулярной основе обзора
национальной политики, программ и проектов, а также хода
их осуществления в целях оценки последствий для политики
по обеспечению занятости и дохода, с тем чтобы можно было
гарантировать, что женщины являются непосредственными получателями
приносимых развитием благ и что их полный вклад в процесс
развития с учетом как оплачиваемой, так и неоплачиваемой
работы, выполняемой женщинами, учитывается в рамках экономической
политики и планирования;
с) содействие национальным стратегиям и реализации
целей, связанным с достижением равенства между женщинами
и мужчинами, в целях устранения препятствий на пути осуществления
женщинами своих прав и ликвидации всех форм дискриминации
в отношении женщин;
d) проведение при необходимости работы с
членами законодательных органов в целях содействия учету
гендерной проблематики в рамках всех законодательств и политики
;
е) предоставление всем министерствам мандата
на проведение обзора политики и программ с точки зрения
гендерного аспекта и в свете Платформы действий; возложение
ответственности за осуществление этого мандата на руководство
максимально высокого уровня; создание и/или укрепление структуры
межведомственной координации для осуществления этого мандата,
контроля за прогрессом и взаимодействия с соответствующими
механизмами.
205. Национальным механизмам:
а) оказание содействия в разработке и реализации
правительственной политики по обеспечению равенства между
женщинами и мужчинами, разработка соответствующих стратегий
и методологий и поощрение координации и сотрудничества в
рамках центрального правительства, с тем чтобы обеспечить
учет гендерной проблематики в основной деятельности в рамках
всех определяющих политику процессов;
b) поощрение и налаживание отношений сотрудничества
с соответствующими органами правительства, центрами по проведению
прикладных и теоретических исследований по женской проблематике,
научными и учебными заведениями, частным сектором, средствами
массовой информации, неправительственными организациями,
в особенности женскими организациями, и всеми другими партнерами
в рамках гражданского общества;
с) принятие мер по проведению законодательной
реформы, связанной, в частности, с проблемами семьи, условиями
занятости, социальным обеспечением, налогообложением, равными
возможностями в сфере образования, мерами по улучшению положения
женщин и представлением о подходах и культуре, поощряющих
равенство, а также содействие учету гендерной проблематики
в рамках реформ правовой политики и процесса разработки
программ;
d) поощрение более широкого участия женщин
как активных участниц и одновременно бенефициаров процесса
развития, в результате которого произошло бы улучшение качества
жизни для всех;
е) установление непосредственных контактов
с национальными, региональными и международными органами,
занимающимися вопросами улучшения положения женщин:
f) оказание правительственным учреждениям
помощи в области подготовки кадров и предоставление им консультативных
услуг с целью учета гендерной проблематики в их политике
и программах.
Стратегическая цель: Сбор и распространение
дезагрегированных по признаку пола данных и информации для
целей планирования и оценки
Деятельность, которая должна осуществляться
206. Национальными, региональными и международными
статистическими службами и соответствующими учреждениями правительств
и Организации Объединенных Наций в сотрудничестве с научно-исследовательскими
и информационными организациями, в соответствующих областях
компетенции:
а) обеспечение сбора, обработки, аналита
и презентации статистических данных, касающихся людей, с
разбивкой по признаку пола и по возрасту, а также обеспечение
того, чтобы они отражали проблемы и вопросы, связанные с
жизнью женщин и мужчин в обществе;
b) сбор, обработка, анализ и презентация
на регулярной основе данных с разбивкой по возрасту, полу,
социально-экономическим и другим соответствующим показателям,
включая число иждивенцев, для использования при планировании
и осуществлении политики и программ;
с) привлечение центров по изучению гендерных
проблем и научно- исследовательских организаций к разработке
и апробированию соответствующих показателей и методологий
исследований в целях укрепления гендерного анализа, а также
привлечение их к деятельности по контролю и оценке хода
реализации целей Платформы действий;
d) направление или назначение сотрудников
для укрепления программ гендерной статистики и обеспечения
координации, контроля и увязки со всеми областями статистической
работы, а также подготовка материалов, обобщающих статистические
данные из различных тематических областей;
е) принятие мер в целях совершенствования
сбора данных о всестороннем вкладе женщин и мужчин в экономику,
включая их участие в неформальном секторе(ах);
f) получение более всеобъемлющих данных о
всех видах работы и занятости путем:
l) совершенствования сбора данных о неоплачиваемом
труде, уже включенном в систему национальных счетов Организации
Объединенных Наций, например, в сельском хозяйстве, особенно
в нетоварном сельском хозяйстве, и о других видах нерыночной
производительной деятельности;
ll) улучшения количественных показателей,
которые в настоящее время недооценивают безработицу и
неполную занятость среди женщин на рынке труда;
lll) разработки методов на соответствующих
форумах для определения ценности неоплачиваемого труда
в количественном выражении, который не учитывается в системе
национальных счетов, например работа по уходу за иждивенцами
и приготовление пищи, для возможного учета в официальной
статистике во вспомогательных или в других официальных
счетах, которые могут подготавливаться отдельно от основных
национальных счетов, однако согласовываться с ними, с
целью признания экономического вклада женщин и привлечения
внимания к неравномерному распределению оплачиваемого
и неоплачиваемого труда между мужчинами и женщинами;
g) разработка международной классификации
методов сбора статистической информации об использовании
времени с учетом различного распределения оплачиваемой и
неоплачиваемой работы между мужчинами и женщинами и сбор
данных, дезагрегированных по признаку пола, на национальном
уровне с учетом местных сдерживающих факторов:
l) проведение регулярных исследований об
использовании времени для измерения в количественном выражении
неоплачиваемой работы, включая регистрацию тех видов деятельности,
которые осуществляются одновременно с оплачиваемой работой
или с другой неоплачиваемой работой;
ll) измерение в количественном выражении
неоплачиваемого труда, который не учитывается в национальных
счетах, и совершенствование методов для достоверного отражения
его стоимости во вспомогательных или других официальных
счетах, которые подготавливаются отдельно от основных
национальных счетов, однако согласуются с ними;
h) совершенствование концепций и методов
сбора данных об определении уровней нищеты среди женщин
и мужчин, включая их доступ к ресурсам;
i) укрепление систем статистических данных
о естественном движении населения и включение гендерного
анализа в публикации и исследования; уделение приоритетного
внимания гендерным различиям при подготовке исследований
и сборе и анализе данных в целях совершенствования статистических
данных о заболеваемости; и улучшение сбора данных о доступе
к медицинским услугам, включая доступ к всеобъемлющим услугам
по охране полового и репродуктивного здоровья, охране здоровья
матери и ребенка и по планированию семьи с уделением особого
внимания матерям-подросткам и уходу за престарелыми;
j) сбор более надежных данных с разбивкой
по признаку пола и по возрасту о жертвах всех форм насилия
в отношении женщин, таких, как насилие в семье, сексуальные
домогательства, изнасилования, кровосмешение и половое принуждение
и торговля женщинами и девочками и о насилии со стороны
агентов государства, а также о лицах, совершивших эти акты
насилия;
k) совершенствование концепций и методов
сбора данных об участии женщин и мужчин из числа инвалидов,
включая их доступ к ресурсам.
207. Правительствами:
а) обеспечение регулярного выпуска статистического
сборника, в котором тематические данные о женщинах и мужчинах
представлены и интерпретируются в такой форме, которая удобна
для широкого круга пользователей, не имеющих специальной
подготовки;
b) обеспечение того, чтобы статистики и пользователи
статистической информации в каждой стране регулярно проводили
обзоры адекватности официальной статистической системы и
охвата ею гендерных проблем, а также подготовка плана в
целях осуществления необходимых улучшений, где это необходимо;
с) проведение и поощрение проведения научно-исследовательскими
организациями, профсоюзами, работодателями, частным сектором
и неправительственными организациями исследований с целью
изучения количественных и качественных аспектов разделения
власти и влияния в обществе, включая число женщин и мужчин
на старших руководящих должностях как в государственном,
так и в частном секторе;
d) использование данных с более эффективной
разбивкой по признаку пола при разработке политики и осуществлении
программ и проектов.
208. Организацией Объединенных Наций:
а) содействие разработке методов в целях
поиска более совершенных путей сбора, обработки и анализа
данных, которые могут касаться прав женщин, включая насилие
в отношении женщин для использования всеми соответствующими
органами Организации Объединенных Наций;
b) содействие дальнейшей разработке статистических
методов в целях совершенствования данных, касающихся участия
женщин в процессе экономического, социального, культурного
и политического развития;
с) регулярная подготовка каждые пять лет
нового выпуска издания "The World's Women" ("Женщины мира")
и его широкое распространение;
d) оказание странам, по их просьбе, помощи
в разработке гендерных политики и программ;
е) обеспечение представления Комиссии по
положению женщин на регулярной и скоординированной основе
соответствующих докладов, данных и публикаций Статистического
отдела Секретариата Организации Объединенных Наций и Международного
учебного и научно-исследовательского института по улучшению
положения женщин о прогрессе, достигнутом на национальном
и международном уровнях.
209. Многосторонними финансовыми учреждениями,
занимающимися проблемами развития, и двусторонними донорами:
поощрение развивающихся стран и стран с переходной
экономикой и оказание им поддержки в деле создания собственного
потенциала путем предоставления ресурсов и технической помощи,
с тем чтобы эти страны могли в полной мере определять объем
работы, выполняемой женщинами и мужчинами, включая оплачиваемый
и неоплачиваемый труд, и, при необходимости, использование
вспомогательных или других официальных счетов в отношении
неоплачиваемого труда.
К оглавлению
|