Согласованные выводы Комиссии по положению женщин (ООН)
относительно важнейших проблемных областей, определенных в Пекинской
платформе действий
1997 (2)
Участие женщин в работе директивных органов и в процессе
принятия решений
1. Необходимо ускорить ход осуществления Пекинской платформы
действий с целью обеспечения полного и равного участия женщин
в процессе принятия решений на всех уровнях.
2. Достижение цели равного участия мужчин и женщин в
процессе принятия решений и обеспечение равного политического,
экономического и социального участия женщин во всех сферах
позволят добиться равновесия, необходимого для укрепления
демократии.
3. Правительствам, органам и учреждениям системы Организации
Объединенных Наций, а также другим международным организациям,
социальным партнерам и неправительственным организациям следует
коллективно и индивидуально ускорять ход осуществления стратегий,
содействующих равенству мужчин и женщин в процессе принятия
политических решений, в том числе в предупреждении и урегулировании
конфликтов. Они должны учитывать гендерные аспекты, включая
использование оценок гендерных последствий, на всех этапах
разработки политики и принятия решений. Они должны учитывать
различные стили принятия решений и организационные методы
и принимать необходимые меры для создания на рабочем месте
такой обстановки, которая учитывала бы гендерные факторы,
в том числе обстановки, свободной от сексуальных домогательств
и благоприятствующей приему на работу, продвижению по службе
и длительной трудовой деятельности женщин. Следует совершенствовать
механизмы и процессы принятия решений, с тем чтобы поощрять
участие женщин, в том числе женщин на низовом уровне.
4. Необходимо поддерживать научные исследования, включая
оценку избирательных систем с точки зрения гендерных последствий
для определения мер, которые позволили бы преодолеть недопредставленность
женщин в процессе принятия решений и обратить вспять тенденцию
к сокращению числа женщин в парламентских органах во всем
мире.
5. К политическим партиям обращен настоятельный призыв
покончить с дискриминационной практикой, учитывать гендерную
проблематику в программах партий и обеспечивать участие женщин
на равной с мужчинами основе в работе исполнительных органов,
в том числе их назначение на руководящие посты, а также на
выборные должности и их участие в процедурах выдвижения кандидатов
в выборные органы.
6. Позитивные действия, в том числе такие механизмы,
как установление минимального уровня представительства мужчин
и женщин и/или меры и процессы. учитывающие гендерную проблематику,
необходимы для ускорения темпов достижения равенства мужчин
и женщин и могут стать эффективным инструментом политики в
целях улучшения положения женщин в секторах и на уровнях,
где они недопредставлены. Все ответственные участники в правительстве,
частном секторе, политических партиях и неправительственных
организациях должны провести обзор критериев и процедур, используемых
при наборе и назначении кадров в консультативные и директивные
органы, включая руководящие структуры, с тем чтобы обеспечить
наличие всеобъемлющей стратегии по достижению равенства между
мужчинами и женщинами.
7. Правительствам следует обязаться поставить перед
собой цель - добиться равенства мужчин и женщин в процессах
принятия решений, при назначениях на административные и государственные
должности на всех уровнях, а также на дипломатической службе,
в том числе путем установления конкретных показателей с указанием
сроков их достижения.
8. Правительствам и гражданскому обществу надлежит содействовать
более глубокому пониманию гендерных проблем и добиваться их
постоянного учета в законодательных актах и в государственной
политике.
9. Правительствам надлежит рассмотреть свою собственную
политику в сфере коммуникации в целях обеспечения создания
положительного образа женщин в политической деятельности и
общественной жизни.
10. Необходимо более углубленно изучить вопрос об использовании
средств массовой информации в качестве как инструмента создания
репутации, так и средства, которое могло бы более эффективно
использоваться женщинами-кандидатами.
11. Правительствам, частному сектору, политическим партиям,
социальным партнерам и неправительственным организациям следует
провести обзор критериев и процедур набора и назначения кадров
в консультативные и директивные органы, с тем чтобы поставить
перед собой цель достижение равенства мужчин и женщин. В то
же время предпринимательский сектор должен взяться за решение
задачи оптимизации предпринимательской деятельности путем
обеспечения равенства между мужчинами и женщинами в рабочей
силе на всех уровнях и содействия устранению противоречий
между трудовой и личной жизнью.
12. Политические партии следует призывать к тому, чтобы
они финансировали программы профессиональной подготовки в
ходе проведения кампаний, сбора средств и в парламентской
деятельности в целях обеспечения того, чтобы женщины могли
успешно выдвигать свои кандидатуры, избираться на государственные
должности и в парламент и успешно там работать. Для устранения
противоречий между трудовой и личной жизнью женщин и мужчин
необходимо произвести структурные изменения на рабочем месте,
в том числе установив гибкий рабочий график и предусмотрев
возможности проведения встреч.
13. Правительства и международное сообщество должны
обеспечить расширение прав и полномочий женщин в экономической
сфере, их образование и профессиональную подготовку, с тем
чтобы они могли участвовать в работе директивных органов и
в процессе принятия решений.
14. Правительствам следует внедрять такие учебные программы,
которые готовили бы девочек к участию в процессах принятия
решений в рамках общины, что, в свою очередь, будет развивать
их потенциал участия в принятии решений в будущем во всех
сферах жизни.
15. Правительства и система Организации Объединенных
Наций должны содействовать активному и равному участию женщин
в качестве представителей правительств и неправительственных
организаций, специальных докладчиков и посланников во всех
инициативах и мероприятиях системы, в том числе в качестве
посредников в деятельности по поддержанию мира и миростроительству.
16. Правительства, органы и учреждения системы Организации
Объединенных Наций, а также другие международные организации
должны активно поощрять последовательное участие и равное
представительство женщин и гражданских движений во всех областях,
в том числе в процессах принятия решений, связанных с предупреждением
и урегулированием конфликтов и восстановлением, с тем чтобы
создавать условия, благоприятствующие миру, примирению и восстановлению
их общин.
17. Правительства и политические партии должны активно
поощрять учет гендерной проблематики в политической сфере
и в деятельности структур власти, доводя участие женщин в
процессах принятия решений до критической массы в количественном
и качественном выражении. Альтернативные подходы и изменения
в организационных структурах и методах могут существенным
образом содействовать учету гендерной проблематики.
18. Правительства, политические партии, органы и учреждения
системы Организации Объединенных Наций, а также другие международные
организации и неправительственные организации должны продолжать
заниматься сбором и распространением информации и дезагрегированных
по признакам пола статистических данных для того, чтобы следить
за представленностью женщин в правительственных органах на
всех уровнях, в политических партиях, среди социальных партнеров,
в частном секторе и в неправительственных организациях на
всех уровнях, а также за участием женщин в деятельности по
поддержанию мира и безопасности.
19. Генеральный секретарь должен обеспечить полное и
безотлагательное осуществление стратегического плана действий
по улучшению положения женщин в Секретариате (1995-2000 годы),
с тем чтобы добиться общего равенства между мужчинами и женщинами,
в частности на уровне сотрудников категории специалистов и
выше, к 2000 году. Консультативный комитет по административным
вопросам (кадровые и общие административные вопросы) (ККАВ/КОАВ)
должен по-прежнему осуществлять контроль и выносить конкретные
рекомендации в отношении мер, принимаемых в Секретариате Организации
Объединенных Наций для достижения к 2000 году цели заполнения
50 процентов управленческих и директивных должностей женщинами,
а также мер по обеспечению равноправия мужчин и женщин в системе
Организации Объединенных Наций в целом. В соответствии со
статьей 101 Устава Организации Объединенных Наций к Генеральному
секретарю обращен настоятельный призыв увеличить в Секретариате
число женщин, набранных из непредставленных или недопредставленных
стран. Генеральному секретарю следует рекомендовать назначить
женщину на предлагаемый новый пост первого заместителя Генерального
секретаря Организации Объединенных Наций, что будет шагом
вперед в деле назначения женщин на должности, связанные с
принятием решений, по всей системе Организации Объединенных
Наций.
20. Международные и многосторонние учреждения должны
изучить пути передачи информации и обмена информацией по всей
системе Организации Объединенных Наций, в частности путем
созыва семинаров и практикумов, в том числе на управленческом
уровне, по таким вопросам, как использование наиболее эффективных
методов и извлеченных уроков в целях обеспечения равноправия
мужчин и женщин в учреждениях, включая механизмы отчетности
и стимулирующие меры, а также по вопросам учета гендерной
проблематики в любой политике и во всех программах, включая
оказание двусторонней и многосторонней помощи.
21. Государствам-членам также рекомендуется включать
женщин в состав своих делегаций на все конференции Организации
Объединенных Наций и другие конференции, в том числе по вопросам
безопасности, политическим, экономическим, торговым вопросам,
вопросам прав человека и правовым вопросам, а также обеспечивать
их представленность во всех органах Организации Объединенных
Наций и других органах, таких, как международные финансовые
учреждения, где участие женщин является крайне незначительным.
22. К государствам-членам обращен настоятельный призыв
обеспечивать равноправие мужчин и женщин на всех уровнях дипломатической
службы, в том числе на уровне послов.
23. Правительствам, органам и учреждениям системы Организации
Объединенных Наций, а также другим международным организациям
и неправительственным организациям следует расширять представленность
женщин из других недопредставленных или находящихся в неблагоприятном
положении групп на должностях и в форумах, связанных с принятием
решений.
24. Внимание правительств обращается на общую рекомендацию
Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин по
статьям 7 и 8, касающимся участия женщин в общественной жизни
и в процессах принятия решений, которая будет включена в доклад
Комитета о работе его семнадцатой сессии.
К оглавлению
|