Комитет по
правам человека
Комитет по правам
человека, состоящий из 18 членов, контролирует применение
Международного соглашения о гражданских и политических правах.
Статья 2 Соглашения утверждает, что права, определенные в
Соглашении, присущи личности вне зависимости от пола или других
качеств. Это подкрепляется статьей 3, которая обязывает Государства,
подписавшие Соглашение, обеспечить равенство женщин и мужчин
в правах, определенных в Соглашении. Статья 26 гарантирует
всем индивидуумам равенство перед законом и равную защиту
закона, без различения пола или других качеств. Статьи 4,
6, 23 и 24 так же содержат особые ссылки на женщин или защиту
от дискриминации по половому признаку.
Комитет внес
поправку в руководящие указания в 1995 году, предложив Государствам,
участникам Соглашения, включить информацию о факторах, влияющих
на равенство женщин в обладании правами, в каждую статью Соглашения.
В 1995 году,
вслед за Венской Декларацией и Программой действий, Комитет
подчеркнул, что список вопросов, которые обсуждаются при рассмотрении
Комитетом отчетов, представленных Государствами - участниками
Соглашения, должен включать в себя практические вопросы, касающиеся
равенства женщин в статусе и в обладании правами человека.
Комитет
последовательно поднимает вопросы, касающиеся обладания женщинами
правами человека, часто достаточно детально, уделяя внимание
различным правам, защищаемым Соглашением. За исключением замечаний,
относящихся к передаче Великобританией - Гонконгом суверенитета
Китаю и к Азербайджану, почти все заключительные замечания
касаются положения женщин в Государствах, представивших отчет.
Заключительные
замечания Комитета рассматривают также структурные и систематические
вопросы, касающиеся обладания женщинами их правами. Примеры
содержат выяснение Комитетом, при наличии факторов, осложняющих
применение Соглашения, традиционных взглядов на различные
роли полов или определенных традиций и обычаев или устаревших
законов, препятствующих равенству женщин и мужчин. Во многих
Государствах, предоставляющих отчеты, были выявлены схожие
проблемы в данных вопросах.
В то время,
как многие вопросы рассматриваются на прецедентной основе,
Комитет в плановом порядке поднимает вопросы неравенства и
дискриминации в трудоустройстве, включая равное вознаграждение,
доступ к общественным службам и участие в общественной жизни,
неравенство в семье и браке и жестокость по отношению к женщинам,
включая нанесение увечий женским половым органам и торговлю
женщинами.
Рассматривая
отчет Перу, Комитет выразил беспокойство тем, что искусственные
аборты дали развитие преступным штрафам даже тогда, когда
женщина была беременна в результате изнасилования, и что нелегальные
аборты были основной причиной женской смертности. Комитет
заметил, что "эти меры предосторожности не только означают,
что женщины подвергаются бесчеловечному обращению, но и возможно
несовместимы со статьями 3, 6 и 7 Соглашения." Поэтому Комитет
рекомендовал пересмотреть Гражданский и Уголовный Кодекс Перу,
т.к. Перу "должно гарантировать, что законы, рассматривающие
изнасилования, жестокое обращение с женщинами, являются эффективной
защитой, и должно принять необходимые меры для того, чтобы
женщины не подвергали свою жизнь опасности вследствие строгих
законов об абортах."
Обсуждая отчет
Колумбии, Комитет отметил, что жестокость в отношении женщин
остается основной угрозой их праву на жизнь и что следует
принять более эффективные меры по решению этой проблемы. Он
выразил мнение, что высокий уровень женской смертности в Колумбии
связан с нелегальными абортами, и необходимо уделять больше
внимания защите права женщин на жизнь, борясь с жестокостью
в отношении женщин и обеспечив доступность надежных контрацептивных
средств.
Оценки Комитета
в его заключительных замечаниях не всегда связаны с определенными
положениями Соглашения, но рассмотрев несколько отчетов, в
том числе отчеты Перу и Колумбии, Комитет сделал предположение,
что определенные законы и обычаи несовместимы с рядом статей,
включая 3, 6 и 7 статьи. Комитет также усмотрел дискриминацию
женщин в законах, ограничивающих право женщины покинуть страну
без согласия супруга. Хотя Комитет считает этот, а также другие
законы, противоречащим статье 3 (и 23), он не рассматривал
отношение статьи 3 к статье 12 (свобода передвижения).
К оглавлению
|