Воскресенье,
20 Марта 2005
1:55
  Библиотека

 

Основные Соглашения ООН по правам человека

  • Международное Соглашение об экономических, социальных и культурных правах (принятo в 1966 г. / вступило в силу в 1976 г.); контролируется Комитетом по экономическим, социальным и культурным правам (Committee on Economic, Social and Cultural Rights (CESCR));
  • Международное Соглашение о гражданских и политических правах (принятo в 1966 г. / вступило в силу в 1976 г.); контролируется Комитетом по правам человека (Human Rights Committee (HRC));
  • Международная Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (принята в 1965 г. / вступила в силу в 1969 г.); контролируется Комитетом по ликвидации расовой дискриминации (Committee on the Elimination of Racial Discrimination (CERD));
  • Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (принята в 1979 г. / вступила в силу в 1981 г.); контролируется Комитетом по ликвидации дискриминации в отношении женщин (Committee on the Elimination of Discrimination against Women (CEDAW));
  • Конвенция о ликвидации пыток и других форм проявления жестокости, бесчеловечного или унизительного обращения или наказания (принята в 1984 г. / вступила в силу в 1987 г.); контролируется Комитетом по ликвидации пыток (Committee against Torture (CAT));
  • Конвенция о правах ребенка (принята в 1989 г. / вступила в силу в 1990 г.); контролируется Комитетом по правам ребенка (Committee on the Rights of the Child (CRC))


 

Соблюдение международных стандартов, установленных в основных соглашениях, контролируется органами по работе над соглашениями или комитетами. Однако правительства должны ратифицировать эти соглашения для того, чтобы привести в действие принципы и стандарты этих документов.

Правительства, подписавшие соглашения, предоставляют контролирующим комитетам периодические отчеты о законодательных, юридических и административных мерах, принятых для согласования политической установки и практики с принципами соглашения. Каждый комитет разработал свои рабочие методы по проверке этих отчетов. Впрочем, их подходы объединяет рассмотрение отчетов через призму "конструктивного диалога" с подписавшимися Государствами. Комитеты подводят итог своей оценке того, как выполняются соглашения на практике и указывают, где необходимо провести дополнительную работу. Кроме того, органы по работе над соглашениями, за исключением Комитета по ликвидации пыток и Комитета по правам ребенка, дают "общие комментарии" или "общие рекомендации", которые разрабатывают в деталях значение отдельных статей соответствующих соглашений или изучают противоречивые вопросы, поднятые в соглашении.

Комитет по ликвидации расовой дискриминации, Комитет по правам человека и Комитет по ликвидации пыток уполномочены также принимать сообщения или жалобы от отдельных граждан государств, принявших соответствующие положения о жалобах от частных лиц. Кроме того, Комитет по ликвидации пыток имеет полномочия проводить расследование в тех случаях, когда получает достоверные сведения, содержащие доказательства того, что на территории подписавшего соглашение Государства систематически проводятся пытки.

Несмотря на все расширяющуюся деятельность органов по работе над соглашениями по контролю за соблюдением требований, установленных в соглашениях по правам человека, многие организации, занимающиеся улучшением положения женщин, выразили неудовлетворенность тем, что основные соглашения уделяют недостаточно внимания правам женщин, и обратили внимание на то, что права женщин широко обсуждаются Комитетом по борьбе с дискриминацией женщин. Поэтому на Всемирной Конференции по правам человека, проводившейся в Вене в 1993 году, неправительственные организации подчеркнули, что центральным вопросом в деятельности органов соглашения ООН является обеспечение прав человека для всех. Они также обратили внимание на права женщин и призвали женщин включаться в работу всех органов по работе над соглашениями. Лоббирование такого подхода способствовало тому, что эти принципы были отражены в достигнутых в Вене заключительных соглашениях.

В сентябре 1995 года на четвертой Всемирной конференции по положению женщин снова обсуждалась важность работы органов по работе над соглашениями по правам человека и их роль в борьбе за гендерное равенство. Пекинская Платформа действий, принятая на этой конференции, разработала заключения Венской программы действий в отношении органов по работе над соглашениями. Пекинская Платформа утвердила: "для того, чтобы достигнуть полной реализации прав человека для всех, необходимо, чтобы международные рычаги по борьбе за права человека применялись с учетом систематического характера дискриминации в отношении женщин, выявленного в результате гендерного анализа законодательства [ пар.222] . Пекинская Платформа действий призвала органы по работе над соглашениями по правам человека обеспечить "осуществление рекомендаций Всемирной конференции по правам человека относительно полной интеграции и включения в основную деятельность вопросов прав женщин [ пар. 231(б)] и "взаимодействие и координацию деятельности всех органов и механизмов по защите прав человека с целью обеспечения уважения прав женщин" [ пар.231(f)] .

Спустя 5 лет после Венской конференции и 3 года после Пекинской, этот выпуск women2000 посвящен ответной реакции органов по работе над соглашениями, которые часто называют основными, на указание включить в сферу своей деятельности или сделать одним из основных ее направлений права женщин. Термин "основные " используется в отношении тех органов, которые обслуживаются Офисом Верховного комиссара по правам человека в Женеве, и собрания которых проходят, как правило, в Женеве. Основные органы по работе над соглашениями отвечают за соблюдение 5 основных договоров - Международной Конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Международного Соглашения об экономических, социальных и культурных правах, Международного Соглашения о гражданских и политических правах, Конвенции о ликвидации пыток и других форм проявления жестокости, бесчеловечного или унижающего обращения или наказания и Конвенции о правах ребенка. Центральным вопросом, рассматриваемым в данном выпуске журнала, является процесс проверки отчетов Государств, подписавших соглашения, анализ которого взят из доклада, подготовленного Отделением ООН по продвижению женщин (UN Division for Advancement of Women) к встрече председателей органов по работе над соглашениями о правах человека в соответствии с запросом, сделанным в сентябре 1997 года.

К оглавлению

 

  Разделы библиотеки:

  Международные документы
  Документы РФ по правам женщин
  Документы ООН
  Женские программы
  Женщина в политике
  Женщина и бизнес

  Разделы сайта:

  Информация

  • Подписка на наши новости
  • Форум

(с) 1996–2020 Женская Информационная Сеть
 
Дизайн - ИД "Пасомар"
www.pasomar.ru