Глава 7.
ПРЕПЯТСТВИЯ В ДОСТИЖЕНИИ УЛУЧШЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЯ ЖЕНЩИН В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
1. Переход к рыночной экономике и построение правового
государства значительно изменили условия жизни российских
граждан. При этом часть россиян, в основном женщин, не сумела
быстро приспособиться к происходящим в стране преобразованиям.
В этих условиях особую значимость приобрела деятельность государства,
направленная на социальную адаптацию, создание устойчивых
компенсационных механизмов, обеспечивающих защиту и выживание
населения с учетом специфических особенностей его разных социальных
групп.
Вместе с тем, сложная экономическая ситуация, имеющая место
в Российской Федерации, значительно ограничивает финансовые
возможности решения проблем социально-экономического положения
женщин, что не позволяет полностью реализовать стратегии,
намеченные в Концепции улучшения положения женщин. Инерционный
характер социальных процессов, существующий временной разрыв
между принятием мер в интересах женщин и получением ощутимого
качественного результата от их реализации, замедленные темпы
формирования новых защитных механизмов в социальной и нравственно-духовной
сферах, адекватных возникшим социально-экономическим явлениям,
включая негативные, являются объективными факторами, сдерживающими
прогресс в улучшении положения женщин, несмотря на принимаемые
меры.
2. Трансформация общественного устройства в сочетании
с экономическим кризисом, недостаточный доступ женщин к финансовым,
кредитным и имущественным институтам, собственности, земле,
фактическое их отстранение от участия в приватизации, вымывание
женщин из высокодоходных отраслей экономики в значительной
степени снижают реальное использование равных возможностей,
закрепленных в законодательстве Российской Федерации.
Кроме того, несмотря на в целом антидискриминационный характер
российского законодательства, фактические гарантии, закрепленные
в законодательных актах, реализуются не в полной мере. Существующая
правовая система мер по защите прав женщин в значительной
степени не соответствует нынешним экономическим реалиям и
на практике трудно выполнима. Имеющие место факты нарушения
законодательства Российской Федерации при приеме на работу
и увольнении женщин, особенно беременных, сохраняющаяся высокой
доля женщин среди официально зарегистрированных, трудности,
связанные с созданием дополнительных рабочих мест при выводе
женщин с работ с неблагоприятными условиями труда, снижают
конкурентоспособность женщин на рынке труда и затрудняют их
трудоустройство. В связи с этим женщины в условиях реформ
не имеют равного с мужчинами "стартового потенциала" для включения
в процессы общественного развития.
3. Уровень доходов почти трети российских женщин не
превышает величину прожиточного минимума. Наибольший удельный
вес работающих с заработной платой ниже прожиточного минимума
складывается в социальных отраслях бюджетной сферы, где преимущественно
заняты женщины. Продолжающаяся сегрегация в сфере труда и
связанные с ней различия в уровне оплаты труда женщин и мужчин,
обуславливают возможность феминизации бедности, вынуждают
женщин искать дополнительные источники доходов, затрудняют
их интеграцию во все сферы жизнедеятельности.
4. Исторически сложившаяся в Российской Федерации организация
управленческой пирамиды, ориентированная преимущественно на
мужчин, в настоящее время не отражает реально складывающийся
сегодня баланс общественных сил, новые роли мужчин и женщин,
возможность влияния женщин на дела общества, государства,
семьи, не позволяет обеспечить правильную социальную ориентацию
развития гражданского общества и его демократизацию.
5. Несмотря на признание необходимости развития социального
партнерства между государственными структурами и некоммерческими
организациями при решении социальных проблем, отсутствие специального
законодательства о социальном заказе сдерживает процессы партнерства,
ограничивая возможности участия неправительственных организаций
в реализации наиболее значимых государственных социальных
программ.
Вернуться
|