В. Обеспечение равных прав на рынке труда
Рыночные преобразования, осуществляемые в Российской Федерации,
оказали существенное влияние на положение женщин в экономике
и, особенно, на рынке труда
Анализ положения женщин на рынке труда показывает, что наиболее
актуальным для России в пост-пекинский период является повышение
конкурентоспособности женщин, создание условий для их участия
в общественном производстве и оплачиваемом труде. В связи
с этим основные усилия были направлены на смягчение ситуации
для женщин, являющихся безработными, и соблюдение российского
законодательства с целью недопущения дискриминации в сфере
труда.
В рамках реализации Пекинской платформы действий государственные
структуры при активной поддержке общественных объединений
и некоммерческих организаций приступили к гендерной экспертизе
трудового законодательства в части обеспечения трудовых прав
женщин. Первые результаты экспертизы показали, что действующие
законы и иные нормативные акты, в целом соблюдающие гендерный
нейтралитет, в ряде положений, особенно касающихся гарантий
в трудовой сфере, нуждаются в проработке с точки зрения создания
равных возможностей для мужчин и женщин. В частности, это
касается дальнейшего развития законодательства, гарантирующего
равные возможности для трудящихся с семейными обязанностями,
пенсионного законодательства, системы страхования и пр.
Начало внедрения гендерных подходов в государственную политику
в области занятости предопределило внесение в Закон Российской
Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" дополнительных
гарантий занятости для отдельных категорий граждан, особенно
женщин, воспитывающих детей дошкольного возраста, детей-инвалидов,
многодетных родителей, путем создания дополнительных рабочих
мест и организации обучения по специальным программам.
Введение законодательных гарантий, дающих право органам местной
администрации устанавливать предприятиям минимальное количество
специальных рабочих мест для приема на работу граждан, особо
нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в
поиске работы, позволило в 1998 г. трудоустроить на квотируемые
рабочие места около 8 тыс. безработных женщин, за девять месяцев
1999 г. - уже более 10 тыс. женщин.
В 1997 г. в Российской Федерации разработана федеральная
целевая программа содействия занятости населения Российской
Федерации на 1998-2000 годы, в которой содержатся конкретные
мероприятия и специальные меры по содействию занятости женщин,
поддержку развития сети специализированных учреждений по социальному
обслуживанию женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации
(кризисных центров).
Кроме того, в целях оказания дополнительных услуг по содействию
в трудоустройстве, в России ежегодно проводится около 600
ярмарок вакансий рабочих и учебных мест, которые посещают
более 400 тыс. человек, из которых две трети - женщины. Четверть
посещающих ярмарки получают направления на собеседования о
приеме на работу.
Социальная адаптация безработных женщин осуществляется в
рамках программ 2240 "Клубов ищущих работу" и "Новый старт".
В 1999 году в этих программах приняли участие более 70 тыс.
безработных женщин.
В целях повышения конкурентоспособности женщин на рынке труда
в пост-пекинский период в России получило дальнейшее развитие
профессиональное обучение, направление женщин на овладение
новыми профессиями с учетом потребностей рынка труда. Из общего
числа направляемых на профессиональное обучение женщины составляют
61.5%.
Для учета интересов и различных потребностей женщин отдельных
социальных групп, при организации профессионального обучения
используются самостоятельные программы, в том числе для женщин-инвалидов,
многодетных и одиноких матерей, женщин, имеющих несовершеннолетних
детей и детей-инвалидов. Как правило, профессиональное обучение
для этих категорий граждан ориентировано на возможность надомного
труда, самозанятость.
Предусматривая необходимость создания условий для развития
и поддержки женских предпринимательских инициатив, обеспечения
подготовки кадров для рыночной экономики и интеграции в них
женщин, в 1995 г. принято постановление Правительства Российской
Федерации "Об организации обучения незанятого населения основам
предпринимательской деятельности". В рамках реализации данного
постановления только за 9 месяцев 1999 г. при содействии органов
службы занятости индивидуально-предпринимательской деятельностью
занялись 24.7 тыс. безработных, в том числе 16 тыс. - женщин.
Одним из направлений выполнения в России Платформы действий
является принятие мер, направленных на недопущение дискриминации
в трудовой сфере по признаку пола.
Для решения данной проблемы в России создана Федеральная
инспекция труда, анализ деятельности которой показывает, что
в целом нарушения прав женщин в трудовой сфере не носят массового
характера. Имеют место отдельные случаи нарушения трудового
законодательства, связанные с применением труда женщин на
работе с условиями труда, оказывающими негативное воздействие
на их здоровье, привлечение к работам в ночное время женщин,
в том числе беременных, и женщин, имеющих детей в возрасте
до трех лет. Кроме того, имеют незаконные увольнения беременных
женщин, а также женщин, имеющих детей в возрасте до 14 лет
или ребенка-инвалида до 16 лет, запрещенные законодательством
Российской Федерации.
В целях изменения ситуации в Федеральном законе "Об основах
охраны труда в Российской Федерации" зафиксировано запрещение
применения труда женщин на тяжелых работах и работах с вредными
или опасными условиями труда.
Меры по обеспечению безопасных условий труда зафиксированы
и в Федеральной программе первоочередных мер по улучшению
условий и охраны труда на 1995-1997 годы, пролонгированной
до 2000 года. Кроме того, в России разработаны проекты перечней
работ, на которых запрещено применение труда женщин детородного
возраста (15-49 лет).
Предпринимаемые в Российской Федерации меры по обеспечению
равных прав мужчин и женщин на рынке труда позволили в целом
создать условия и инфраструктуру для адаптации женщин к рыночной
экономике, предопределили гендерный подход в формировании
политики в сфере занятости.
Вернуться
|