Д. Насилие в отношении женщин
Насилие в семье рассматривается в Российской Федерации как
явление недопустимое, противоречащее общепризнанным нормам
морали, нарушающее права человека.
Впервые после Всемирной конференции в Пекине данная проблема
стала рассматриваться в обществе не как частное дело семьи,
а как социальное явление, требующее внимания государства.
Изменению общественного мнения по оценке данного явления
во многом способствовало обсуждение проблемы организации работы
по предотвращению насилия в семье на правительственных комиссиях,
парламентских слушаниях, конференциях, семинарах, совещаниях,
в которых принимали участие представители органов власти,
государственных структур, общественных объединений и некоммерческих
организаций, ученые, общественные деятели.
Определению путей решения проблемы предотвращения насилия
в семье в отношении женщин в 1998 г. была посвящена специальная
конференция, которая рассматривала комплексный подход к организации
работы, включая действия правоохранительных органов, системы
здравоохранения, социального обслуживания и пр.
Конференции предшествовала значительная работа по обучению
специалистов, оказывающих помощь жертвам насилия в семье,
проводимая общественными объединениями и некоммерческими организациями,
специализирующимися на решении данной проблемы, при активной
поддержке государственных структур.
Широкое обсуждение проблемы насилия в семье позволило активизировать
деятельность органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации по организации работы с жертвами семейного насилия.
В Российской Федерации в 1995-1999 гг. продолжала развиваться
система учреждений социального обслуживания семьи и детей
(число учреждений возросло более чем в 2 раза и достигло 2134
единиц). Женщины, подвергшиеся насилию в семье, могут обратиться
за помощью практически в любой из этих Центров, в которых
есть отделения, специализирующиеся на работе с данной категорией
граждан.
Качественно новой формой оказания социальных услуг явилось
создание в России при поддержке органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации системы кризисных центров,
специализирующихся на оказании всего комплекса социальных
и юридических услуг женщинам, подвергшимся насилию, и являющихся
методической и информационной базой для всех учреждений социального
обслуживания семьи и детей при организации работы в данном
направлении.
В настоящее время в России работают 8 государственных кризисных
центров, в которых только в 1998 г. оказана помощь почти 5
тыс. женщинам и более тысячи семей. Кроме того, в России действует
более 30 центров помощи женщинам, подвергшимся насилию, организованных
общественными организациями и осуществляющих свою работу в
тесном контакте с соответствующими государственными службами.
Изменение отношения к проблеме насилия в семье, изучение
ситуации и поиск путей ее решения, объективная потребность
в новых механизмах поддержки граждан, оказавшихся в трудной
жизненной ситуации, обусловили необходимость внесения изменений
и дополнений в действующее законодательство. Был разработан
и принят Федеральный закон "Об основах социального обслуживания
населения в Российской Федерации", который создал правовую
основу для формирования социального обслуживания, в том числе
семьи, женщин и детей. Внесены изменения в законодательные
акты Российской Федерации, рассматривающие насилие в отношении
женщин, включая семейное, как преступление против личности.
Необходимость объективной оценки масштабов распространения
насилия в семье обусловила потребность в определении подходов
к формированию статистики, отражающей насилие в. отношении
женщин. В настоящее время идет проработка вопроса о включении
показателей, характеризуют насилие в отношении женщин, включая
семейное насилие, в гендерную статистику, разрабатываемую
национальным статистическим агентством.
Новым и крайне важным для России пост-пекинского периода
стало распространение такого явления, вывоз женщин и девочек
за рубеж с целью торговли ими и сексуальной эксплуатации.
С целью поиска решения данной проблемы в 1997 г. вопрос о
борьбе с торговлей женщинами н девочками для целей проституции
за рубежом рассматривался на заседаниях Комитета по безопасности
Государственной Думы. Данная проблема обсуждалась на семинарах
с неправительственными организациями, проводились консультации
с привлечением отечественных и зарубежных специалистов, представителей
заинтересованных органов законодательной и исполнительной
власти, широкой общественности. Принятые решения направлены
на активизацию работы соответствующих государственных структур
и общественных организаций по подготовке соглашений со странами,
принимающими российских женщин и странами, через которые происходит
вывоз женщин за рубеж.
Вернуться
|