|
УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ N 337
О первоочередных задачах государственной политики в отношении женщин
В целях обеспечения одинаковых условий для фактического равноправия женщин и мужчин в политической, социальной, экономической и культурной жизни страны, свободного выбора самореализации женщин во всех областях деятельности и в связи с принятыми Российской Федерацией обязательствами по выполнению Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин Организации Объединенных Наций п о с т а н о в л я ю:
1. Признать осуществление целостной государственной политики по улучшению положения женщин одним из приоритетных направлений социально-экономической политики государства.
2. Совету Министров - Правительству Российской Федерации:
3. Рекомендовать органам исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга разработать и утвердить региональные программы по улучшению положения женщин.
4. В целях осуществления общегосударственной политики в отношении женщин, укрепления семьи, обеспечения выживания, защиты и развития детей образовать общественную Комиссию по вопросам женщин, семьи и детей при Президенте Российской Федерации.
5. Возложить контроль за исполнением настоящего Указа на Руководителя Администрации Президента Российской Федерации.
Президент Российской Федерации Б.Ельцин,
Москва, Кремль, 4 марта 1993 года
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 8 января 1996 г. N 6 г.Москва
О концепции улучшения положения женщин в Российской Федерации
Руководствуясь положениями Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин и итоговыми документами IV Всемирной конференции по положению женщин "Действия в интересах равенства, развития и мира" (Пекин, сентябрь 1995 г.), Правительство Российской Федерации постановляет:
Председатель Правительства Российской Федерации В.Черномырдин
КОНЦЕПЦИЯ УЛУЧШЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЯ ЖЕНЩИН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Концепция улучшения положения женщин в Российской Федерации (далее именуется Концепция) определяет общую стратегию и приоритетные направления государственной политики в отношении женщин и нацелена на реализацию принципа равных прав и свобод и создания равных возможностей для женщин и мужчин в соответствии с Конституцией Российской Федерации, международными обязательствами России и рекомендациями IV Всемирной конференции по положению женщин "Действия в интересах равенства, развития и мира" (Пекин, сентябрь 1995 г.) с учетом реальной социально-экономической ситуации в современной России.
Концепция обсуждена и одобрена на Национальной конференции "Женщины и развитие: права, реальность, перспективы" (Москва, 13-14 декабря 1994 г.)
Концепция основывается на том, что права женщин являются неотъемлемой частью общих прав человека. Полное и равноправное участие женщин в политической, экономической, социальной и культурной жизни на федеральном, региональном и международном уровнях должно стать главной целью государственной политики в области улучшения положения женщин в Российской Федерации.
Невостребованность в политике, дискриминация в сфере труда, ухудшение здоровья и рост насилия в отношении женщин вызывают наибольшее беспокойство общественности в условиях кардинальных реформ, происходящих в России в настоящее время.
В этой связи необходимо в первую очередь:
Для решения отмеченных проблем следует:
1. ВАЖНЕЙШИЕ ОСОБЕННОСТИ СТАТУСА ЖЕНЩИН, ВЫЗЫВАЮЩИЕ ОСОБУЮ ОЗАБОЧЕННОСТЬ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Соблюдение прав женщин в единстве с правами и основными свободами человека.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации мужчины и женщины имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации. Однако эти конституционные положения пока нередко носят декларативный характер, поскольку недостаточно разработана и эффективна система мер, обеспечивающих их реализацию.
Формирование государственной социальной политики в отношении женщин нередко имеет узкий ведомственный характер, не учитывает остроту и глубину существующих в области положения женщин проблем.
Участие женщин в принятии решений на всех уровнях
В Указе Президента Российской Федерации от 4 марта 1993г. N 337 "О первоочередных задачах государственной политики в отношении женщин" подчеркнута необходимость обеспечения условий для реального участия женщин в деятельности государственных органов и общественных организаций.
При Президенте Российской Федерации, в Правительстве Российской Федерации и Федеральном Собрании, на уровне субъектов Российской Федерации, в органах местного самоуправления сформированы комиссии и комитеты по вопросам женщин, семьи и детей.
В соответствии с законодательством Российской Федерации женщинам обеспечен равный с мужчинами доступ к государственной службе и участию во внешнеполитической деятельности. Однако фактически женщины крайне незначительно представлены в высших эшелонах государственной власти, на ответственных постах в производственной и финансовой сферах, в ассоциациях предпринимателей.
На конец 1995 года численность женщин среди депутатов Федерального Собрания составляла 11,4 процента, в том числе в Совете Федерации - 5,6 процента, в Государственной Думе - 13,6 процента; среди руководителей федеральных органов исполнительной власти насчитывалось три женщины, среди заместителей руководителей - 12, среди глав администраций субъектов Российской Федерации и крупных городов - около 22 процентов.
При явном преобладании женщин специалистов с высшим и средним специальным образованием их доля среди руководителей предприятий незначительна. Среди руководителей хозяйственных органов удельный вес женщин составляет 8-11 процентов, их заместителей 8 процентов, а в ряде отраслей (строительство, транспорт) - менее 1 процента.
В Российской Федерации наблюдается рост гражданской активности женщин. Динамично развивается процесс становления массовых женских организаций. На начало 1995 года в Российской Федерации зарегистрировано более 400 различных женских организаций, среди них 5 - имеют федеральный статус, 17 - международный, остальные действуют на межрегиональном, региональном, городском, районном уровнях.
Исторически сложившаяся, ориентированная преимущественно на мужчин организация управленческой пирамиды не отражает реально складывающийся баланс общественных сил, новые роли мужчин и женщин, возможности влияния женщин на дела общества, государства, семьи, не позволяет обеспечить правильную социальную ориентацию развития общества и его демократизацию.
Обеспечение равных прав на рынке труда
В 1994 году в народном хозяйстве было занято 34,9 млн. женщин, что составляло половину всего занятого в народном хозяйстве населения. К 2000 году число работающих женщин по прогнозам возрастет на 1,6 млн. человек.
В ходе формирования рынка труда нарастают дискриминационные тенденции в отношении женщин и падает их конкурентоспособность. Повышается риск потерять работу, ослабевает защищенность в трудовой сфере, сокращаются возможности получения нового места работы, профессиональной карьеры, повышения квалификации, переобучения во многом из-за необходимости особой охраны труда и действия социальных льгот, связанных с выполнением репродуктивной функции.
Концентрация женщин в традиционных секторах экономики, на относительно низко оплачиваемой работе ведет к сохранению, а в ряде случаев к увеличению разрыва в заработной плате мужчин и женщин. В среднем по народному хозяйству заработная плата женщин почти на 1/3 ниже, чем у мужчин.
Растет число безработных женщин. По данным Федеральной службы занятости России, на 1 июня 1995г. насчитывалось 1247,5 тыс. безработных женщин, что составило 62,2 процента от общей численности безработных. Безработица среди женщин имеет более продолжительный характер: при средней продолжительности безработицы у официально зарегистрированных безработных граждан 6,10 месяца средняя продолжительность безработицы у женщин составляет 6,29 месяца. К концу 1995 года ожидается, что среднегодовая численность официально зарегистрированных безработных в Российской Федерации (не считая вынужденно частично занятых) составит 4 млн. человек, из них 2,2-2,4 млн. женщин.
Адаптация женщин к условиям рыночной экономики происходит со значительными издержками, продолжается процесс снижения профессионального статуса женщин. Число работниц, выполняющих работы низкой квалификации, более чем в два раза превышает аналогичный показатель у мужчин.
Разрушение традиционной социальной инфраструктуры, сокращение числа детских дошкольных и внешкольных учреждений, рост стоимости бытовых услуг ведут к увеличению традиционно закрепленной за женщинами домашней работы. Двойная нагрузка (на работе и дома) вызывает стресс и усталость, отрицательно сказывается на здоровье женщин.
Охрана здоровья женщин
В 90-е годы в Российской Федерации складывается неблагоприятная демографическая ситуация: снижается продолжительность жизни, падает рождаемость, высоки уровни материнской и младенческой смертности.
Ухудшаются показатели здоровья населения, растет инвалидность, заболеваемость болезнями социального неблагополучия туберкулезом, венерическими заболеваниями, СПИДом и др.
Родовспомогательные учреждения из-за недостаточного финансирования зачастую переходят на платное обслуживание беременных женщин и рожениц, не проводят модернизацию оборудования, не имеют необходимых лекарственных средств, что ведет к недоступности для многих женщин, рожениц и новорожденных получения квалифицированной медицинской помощи.
Вызывает тревогу ухудшение структуры потребления продуктов питания, что имеет неблагоприятные последствия для здоровья девочек, беременных женщин и кормящих матерей.
Серьезной проблемой остается значительное количество произведенных абортов, по числу которых Россия занимает одно из первых мест в мире. В 1994 году было сделано 3,1 млн. официально зарегистрированных абортов, что почти в два раза больше числа рождений. На каждую 1000 женщин фертильного возраста в среднем в 1994 году приходилось 83,4 аборта.
Недостаточная социальная и правовая защищенность в сфере труда, отсутствие надлежащего контроля за соблюдением правил и норм охраны труда и техники безопасности (особенно в негосударственном секторе) негативно влияют на здоровье работающих женщин. Ежегодно около 90 тыс. женщин (3 на 1000 работающих) получают травмы на производстве, около 500 погибают.
На начало 1995 года на предприятиях промышленности, строительства, транспорта и связи численность работников, занятых на рабочих местах, не отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям и нормам, составляла 4,03 млн. человек, из них 1,2 млн. женщин. В сельском хозяйстве из-за низкого уровня механизации трудоемких процессов высок процент женщин, занятых на тяжелых физических работах (60-70 процентов в животноводстве, 80 процентов в промышленном птицеводстве).
Одной из причин ухудшения состояния здоровья женщин является также отсутствие в национальном менталитете установок, стимулирующих интерес к сохранению здоровья, здоровому образу жизни.
Насилие в отношении женщин
Проблема насилия в отношении женщин не получила до сих пор должной оценки и необходимого разрешения.
Насилие в отношении женщин имеет место во всех сферах жизнедеятельности, включая работу и семью.
Наиболее ярко насилие в отношении женщин выражается в таких формах, как принуждение к сожительству и проституции, изнасилования, бытовое насилие и убийства на почве алкоголизма, наркомании, садизм, систематическое избиение и психологическое насилие. Почти половине всех особо жестоких бытовых убийств предшествует длительная конфликтная ситуация в семье.
По данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации, в 1994 году зарегистрировано 565,3 тыс. преступлений, потерпевшими в которых являлись женщины. Это на 70 процентов больше, чем в 1993 году. При этом в 39,6 тыс. случаев преступления совершены вследствие ревности, ссор и иных бытовых причин, что более чем в 2 раза превышает этот показатель в 1993 году. Статистика свидетельствует 06 усилении напряженности внутрисемейных отношений, о росте конфликтных ситуаций в семьях.
В 1994 году было зарегистрировано 13,9 тыс. случаев изнасилований и покушений на изнасилование, что на 3,5 процента меньше, чем в 1993 году. При этом органами внутренних дел раскрыто 84 процента таких преступлений (в 1993 году - 81,5 процента).
Официальная статистика не отражает реальной картины преступлений в отношении женщин. В силу различных причин пострадавшие зачастую воздерживаются от обращения в правоохранительные органы.
Зарегистрированное число осужденных за принуждение женщин к вступлению в половую связь лицом, в отношении которого женщина являлась зависимой материально или по службе, а также за принуждение женщины к вступлению в брак ежегодно не превышает двух - трех десятков человек (хотя в реальной жизни число таких случаев больше). Девушки и молодые женщины все чаше становятся объектами похищений и перепродажи в притоны разврата, жертвами сексуальных домогательств на рабочих местах.
Сложным остается положение женщин в чрезвычайных условиях межнациональных и военных конфликтов, а также женщин беженцев и вынужденных переселенцев. Трудности с нахождением работы, приобретением
жилья, риск разрушения семьи, особенно в смешанных браках, в связи с гибелью супруга лишают их средств к существованию, вынуждают к поиску источников доходов, часто незаконных. Нередко они становятся жертвами преступлений, включая сексуальное насилие и эксплуатацию.
Рост насилия в отношении женщин обусловлен ухудшением криминогенной обстановки.
Ослаблено нравственное воспитание в семье, школе, коллективе и обществе в целом. В средствах массовой информации пропагандируется эксплуатация женской сексуальности, обнаженного женского тела.
Отсутствие соответствующего законодательства, неэффективная работа правоохранительных
органов, отсутствие государственной статистики не позволяют реально оценить
масштабы такого явления, как проституция. Недостаточная морально-нравственная
оценка этого явления, особенно в средствах массовой информации, ведет к росту
числа женщин, занимающихся проституцией, несмотря на ее безнравственность.
II. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ И ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ИХ РЕАЛИЗАЦИИ
Для решения задач, предусмотренных в концепции, необходимо:
а) в области соблюдения прав женщин в единстве с правами и основными - свободами человека:
б) в области содействия участию женщин в принятии решений на всех уровнях:
в) в области содействия обеспечению равных прав и равного обращения на рынке труда:
г) в области обеспечения охраны здоровья женщин:
д) в области пресечения насилия в отношении женщин:
III. КООРДИНАЦИЯ ДЕЙСТВИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ КОНЦЕПЦИИ
В целях реализации концепции следует обеспечить включение блоков вопросов по улучшению положения женщин в Российской Федерации в разрабатываемые проекты нормативных актов, федеральные, отраслевые и региональные программы.
При реализации концепции необходимо предусматривать координацию действий всех звеньев федерального и регионального механизмов по улучшению положения женщин и обеспечению их равных прав в обществе, соответствующее финансовое обеспечение, сроки реализации, конкретных исполнителей и контроль за исполнением проводимых мероприятий.
Реализация положений концепции осуществляется при тесном взаимодействии с неправительственными организациями и общественными объединениями с целью широкого привлечения их к реализации государственных мероприятий, связанных с улучшением положения женщин.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ N599
от 17 мая 1996 г., г. Москва
О Межведомственной комиссии по вопросам улучшения положения женщин
В целях обеспечения согласованных действий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по улучшению положения женщин Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т:
Утвердить прилагаемое Положение о Межведомственной комиссии по вопросам улучшения положения женщин, образованной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 января 1996 г. N6 "О концепции улучшения положения женщин в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской федерации, 1996, N 3, ст. 185), и ее состав.
Председатель Правительства Российской Федерации В.Черномырдин
Положение о Межведомственной комиссии по вопросам улучшения положения женщин
1. Межведомственная комиссия по вопросам улучшения положения женщин (далее именуется - Комиссия) создана в целях обеспечения согласованных действий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области улучшения положения женщин в Российской Федерации.
2. Основными задачами Комиссии являются:
3. Комиссия для осуществления возложенных на нее задач:
4. Комиссия для выполнения возложенных на нее задач имеет право:
5. Для обеспечения взаимодействия с неправительственными организациями, движениями и общественными объединениями по вопросам улучшения положения женщин при Комиссии создается общественных совет, регламент работы которого определяется Комиссией.
6. Руководство деятельностью Комиссии осуществляется председателем Комиссии совместно с его заместителями на коллегиальной основе.
7. Заседания Комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.
8. Решения Комиссии принимаются простым большинством голосов, оформляются протоколами, которые подписываются председателем Комиссии или заместителем председателя Комиссии, председательствующим на заседании.
9. Организационно-техническое обеспечение деятельности Комиссии осуществляет Министерство социальной защиты населения Российской Федерации.
ПЕРВОМУ ЗАМЕСТИТЕЛЮ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ИЛЮШИНУ В.В.
УВАЖАЕМЫЙ ВИКТОР ВАСИЛЬЕВИЧ!
Женские общественные организации обеспокоены ходом выполнения решений, принятых на IV Всемирной конференции ООН по положению женщин (Пекин, 1995 г.) и ратифицированных Правительством Российской Федерации.
Проведению Конференции предшествовал Форум неправительственных женских организаций, собравший более 30 тысяч представительниц всех континентов мира Неправительственные женские организации принимали участие как в работе форума, так и в работе Конференции ООН.
На этапе подготовки женские неправительственные организации принимали активное участие в работе Национального Совета, созданного с целью подготовки России к Форуму НПО-95 и Конференции ООН, внесли большой вклад в разработку Концепции взаимодействия государственных органов управления и неправительственных организаций, участвовали в общественной экспертизе представляемого Правительством России на Конференции Национального Доклада по положению женщин, в подготовке Концепции по улучшению положения женщин в Российской Федерации, принятой 8 января 1996 года.
В лице своих правительственных делегаций страны-члены ООН приняли на Конференции Пекинскую платформу действий по улучшению положения женщин и обязательства по разработке Национальных механизмов по улучшению положения женщин и реализации соответствующих Национальных планов действий. Национальный план для нашей страны был утвержден Постановлением Правительства РФ N 1032 от 29 августа 1996 года.
Его реализация - общее дело государственных органов власти, органов местного самоуправления и общественных организаций. Пекинская платформа рекомендует активно включать представителей общественных организаций в структуры, координирующие реализацию Национальных планов. Однако, в отсутствии разработанного Национального механизма, выполнение Национального плана оказывается проблематичным.
В соответствии с Пекинской платформой действий (статья 297) "в процессе планирования (стратегий осуществления Платформы действий) должны участвовать должностные лица на самом высоком правительственном уровне и соответствующие общественные деятели".
Представительницы неправительственных женских организаций считают, что Межведомственная комиссия должна возглавляться должностным лицом на самом высоком правительственном уровне.
Для повышения эффективности работы Межведомственной Комиссии предлагаем расширить участие в ее работе общественности, включив в состав МВК несколько новых представительниц авторитетных женских общественных организаций, которые участвовали в работе Пекинской конференции, имеют опыт взаимодействия с государственными структурами, участвуют в международных мероприятиях по мониторингу решений Пекинской конференции.
В частности, предлагаем кандидатуру координатора Консорциума неправительственных женских организаций - Елену Николаевну Ершову. В настоящее время Консорциум объединяет 48 организаций из разных регионов страны.
Так как в настоящее время в России существует несколько крупных женских организаций, занимающихся улучшением положения женщин, но использующих разные стратегии, с нашей точки зрения было бы целесообразно рассмотреть вопрос о введении нескольких заместителей Председателя Межведомственной Комиссии.
Неправительственные женские организации готовы войти в Общественный Совет при Межведомственной Комиссии для проведения общественной экспертизы социально значимых программ и для укрепления механизма взаимодействия государственных органов управления и общественных организаций. Женские организации были инициаторами письма-обращения к депутатам VI Государственной Думы о необходимости проведения гендерной экспертизы законопроектов.
По поручению неправительственных женских организаций,
С. Айвазова, Е. Божкова, О. Ромашко
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ N 91
О КОМИССИИ ПО ВОПРОСАМ УЛУЧШЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЯ ЖЕНЩИН
от 28 января 1997 г.
В связи с изменением структуры федеральных органов исполнительной власти и упорядочением организационно-правовогостатуса создаваемых координационных органов Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т:
Председатель Правительства Российской Федерации
В.Черномырдин
СОСТАВ КОМИССИИ ПО ВОПРОСАМ УЛУЧШЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЯ ЖЕНЩИН
Утвержден постановлением Правительства Российской Федерации
от 28 января 1997 г. N91
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ N 504
от 30 апреля 1997 г.
Об утверждении Положения о Комиссии по вопросам улучшения
положения женщин и дополнении ее состава
В целях координации действий федеральных органов исполнительной власти, органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации и развития отношений
социального партнерства в области улучшения положения женщин Правительство
Российской Федерации
п о с т а н о в л я е т :
1. Утвердить прилагаемое Положение о Комиссии по вопросам улучшения положения женщин, образованной постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января .1997г. N91 "О Комиссии по вопросам улучшения положения женщин" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 5, ст.б87).
2. Назначить Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Сысуева О.Н. председателем Комиссии по вопросам улучшения положения женщин.
3. Включить в состав Комиссии по вопросам улучшения положения женщин:
4. Исключить из состава Комиссии по вопросам улучшения положения женщин Илюшина В.В., Меликьяна Г.Г.
Председатель Правительства Российской Федерации
В.Черномырдин
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ N1522
от 20 декабря 1998 г.
О СОСТАВЕ КОМИССИИ ПО ВОПРОСАМ УЛУЧШЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЯ ЖЕНЩИН
В связи с изменением структуры федеральных органов исполнительной власти Правительство Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемый состав Комиссии по вопросам улучшения положения женщин, образованной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 1997 г. N 91 "О Комиссии по вопросам улучшения положения женщин".
2. Признать укатившими силу:
Председатель Правительства Российской Федерации
Е.Примаков
постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря1998 г. N 1522
СОСТАВ КОМИССИИ ПО УЛУЧШЕНИЮ ПОЛОЖЕНИЯ ЖЕНЩИН
УКАЗ
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ N 1005
О повышении роли женщин в системе федеральных органов государственной власти
и
органов государственной власти субъектов Российской Федерации
Отмечая, что количество женщин на высших и главных должностях в системе федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации не соответствует их роли в обществе, хотя участие женщин в принятии ответственных государственных решений способствовало бы повышению качества этих решений и эффективности их исполнения, п о с т а н о в л я ю:
1. Совету по кадровой политике при Президенте Российской Федерации совместно с Советом по вопросам государственной службы при Президенте Российской Федерации, Комиссией по вопросам женщин, семьи и демографии при Президенте Российской Федерации:
2. Комиссии по вопросам женщин, семьи и демографии при Президенте Российской Федерации в месячный срок представить предложения, направленные на повышение роли женщин в управлении делами государства.
3. Председателю Правительства Российской Федерации, Руководителю Администрации Президента Российской Федерации, руководителям федеральных министерств и ведомств руководствоваться целями настоящего Указа при рассмотрении кадровых вопросов, а также при внесении предложений по кадровым вопросам Президенту Российской Федерации.
4. Председателю Правительства Российской Федерации и Руководителю Администрации Президента Российской Федерации поощрять руководителей федеральных органов исполнительной власти, подразделений Администрации Президента Российской Федерации, внося в необходимых случаях представления Президенту Российской Федерации, за привлечение женщин к государственной службе на ответственных должностях.
5. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления разработать систему повышения роли женщин в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления.
Президент Российской Федерации Б. Ельцин
Москва, Кремль, 30 июня 1996 года
Резолюция Всероссийской конференции по положению женщин
"Женщины и развитие: права, реальность, перспективы"
по развитию социального партнерства государственных структур и общественных
объединений
Мы, участники Всероссийской конференции по положению женщин "Женщины и развитие: права, реальность, перспективы", обсудив стратегии и направления работы по решению проблем улучшения положения женщин в обществе,
отмечаем, что
развитие социального партнерства является одним из основополагающих элементов в достижении конкретных результатов по улучшению социально-экономического положения женщин,
наметился рост активности общественно-политических движений, общественных объединений и некоммерческих организаций, деятельность которых направлена на решение социальных проблем населения,
расширяются возможности участия женских общественных объединений в разработке и реализации государственной социальной политики по улучшению положения женщин,
в ряде регионов Российской Федерации использование механизма социального партнерства для решения проблем социально-экономического положения женщин не получило достаточного развития,
нуждается в совершенствовании законодательная база, определяющая механизмы, возможности и направления социального партнерства,
органы государственной власти не в полной мере используют возможности общественных объединений для решения социальных проблем населения, включая привлечение неправительственных организаций к реализации федеральных социальных программ,
средства массовой информации слабо освещают опыт взаимодействия органов государственной власти и общественных объединений, продолжают использовать образ женщин для сохранения утвердившихся патриархатных представлений о их месте и роли в обществе.
ОБРАЩАЕМСЯ
к Федеральному собранию Российской Федерации:
обеспечить реализацию Kонцепции законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и возможностей мужчин и женщин в обществе,
добиваться широкого участия женской общественности в обсуждении проектов законодательных и нормативных актов,
осуществлять гендерную экспертизу проектов законодательных актов на всех этапах их рассмотрения с привлечением женских общественных объединений,
разработать законодательную базу осуществления социального партнерства, включая направления, механизмы, возможности и сферы его развития.
К Правительству Российской Федерации:
в соответствии с рекомендациями ООН, изложенными в итоговых документах IV Всемирной конференции по положению женщин "Действия в интересах равенства, развития и мира", укреплять Национальный механизм формирования и реализации государственной политики по улучшению положения женщин, обеспечения равных прав и возможностей мужчин и женщин в обществе,
шире привлекать женские общественные объединения к работе Совета при Правительстве Российской Федерации по вопросам социального развития,
обеспечивать взаимодействие органов исполнительной власти и женских неправительственных организаций, включая развитие системы социального заказа на конкурсной основе,
утвердить изменения и дополнения в Kонцепцию улучшения положения женщин в Российской Федерации и Национальный план действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 года, одобренные участниками Всероссийской конференции по положению женщин,
предусматривать в планах заседаний Правительства Российской Федерации рассмотрение вопроса о выполнении стратегических направлений Kонцепции улучшения положения женщин в Российской Федерации и мероприятий Национального плана действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 года.
К федеральным органам исполнительной власти:
обеспечить реализацию и систематический контроль за выполнением Национального плана действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 года,
активнее привлекать женские общественные объединения к решению социально-экономических проблем населения, включая реализацию мероприятий федеральных программ,
осуществлять на конкурсной основе финансирование социально значимых проектов, представленных общественными организациями,
разработать механизм и технологии взаимодействия органов исполнительной власти с общественными объединениями.
К органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
обеспечивать равный доступ мужчин и женщин к финансовым и имущественным институтам, учитывать интересы и опыт женщин при определении приоритетов социального развития региона,
содействовать развитию социального партнерства государственных органов и общественных объединений в решении наиболее острых проблем положения женщин,
привлекать неправительственные организации к реализации конкретных проектов, разработанных и утвержденных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на региональном и местном уровнях,
развивать систему заключения договоров о совместной деятельности, протоколов о намерениях, соглашений, направленных на обеспечение согласованных действий органов исполнительной власти и общественных объединений по решению проблем женщин,
обеспечивать развитие системы учреждений социального обслуживания семьи, женщин и детей, широко используя опыт, накопленный в данной области общественными объединениями.
К общественным объединениям и некоммерческим организациям:
активно участвовать в работе всех звеньев Национального механизма по улучшению положения женщин, обеспечению равных прав, свобод и возможностей для женщин и мужчин,
осуществлять общественную экспертизу хода реализации Национального плана действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 года,
стремиться к консолидации усилий и сотрудничеству на федеральном и региональном уровнях в решении вопросов, связанных с улучшением положения женщин.
К средствам массовой информации:
шире пропагандировать опыт взаимодействия органов государственной власти и женских общественных объединений в решении проблем улучшения положения женщин,
добиваться паритетного изложения информации от общественных организаций, органов государственной власти на федеральном и региональном уровнях,
обеспечить широкое информирование общественности о ходе реализации мероприятий Национального плана действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 года,
обеспечить систематическое освещение в средствах массовой информации работы, проводимой в субъектах Российской Федерации, по реализации государственной политики в отношении женщин.
УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ N932
О Национальном плане действий по улучшению положения женщин
и повышению их роли в обществе до 2000 года
Придавая особое значение роли женщин в социальном и экономическом развитии страны, в целях содействия реализации решений четвертой Всемирной конференции по положению женщин (Пекин, сентябрь 1995 г.) и проведения согласованной государственной политики по улучшению положения женщин, а также руководствуясь статьей 19 Конституции Российской Федерации, постановляю:
оказывать поддержку общественным объединениям, принимающим участие в осуществлении федеральных программ, связанных с проблемами женщин, детей, семьи.
Президент Российской Федерации Б.Ельцин
Москва, Кремль, 18 июня 1996 года
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ N 1032
от 29 августа 1996 г., г. Москва
Об утверждении Национального плана действий по улучшению положения женщин
и повышению их роли в обществе до 2000 года
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 18 июня 1996 г. N 932 "О Национальном плане действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 года" Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т :
Председатель Правительства Российской Федерации В.Черномырдин
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПЛАН ДЕЙСТВИЙ ПО УЛУЧШЕНИЮ ПОЛОЖЕНИЯ ЖЕНЩИН
И ПОВЫШЕНИЮ ИХ РОЛИ В ОБЩЕСТВЕ ДО 2000 ГОДА
УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 29 августа 1996 г. N1032
. |
Мероприятия |
Основные исполнители |
Срок исполнения |
1. | Ежегодное представление информации Правительству Российской Федерации о ходе реализации мер в области улучшения положения женщин с учетом решений IV Всемирной конференции по положению женщин (Пекин, сентябрь 1995г.) | Минтрудсоцразвитие России, Минздрав России, МВД России |
ежегодно |
2. | Подготовка и представление Пятого периодического доклада о выполнении в Российской Федерации Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин | Минтрудсоцразвитие России, МИД России, Минздрав России, МВД России, Минобразование России, Минсельхозпрод России |
1998 год |
3. | Проведение анализа соответствия законодательства Российской Федерации международным нормам, включая Конвенцию ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин | Минтрудсоцразвитие России, Минюст России, МИД России, МВД России, Минобразование России |
1997 год |
4. | Подготовка предложений о внесении изменений в трудовое законодательство Российской Федерации в части обязательной организации в системе внутрипроизводственного обучения и переподготовки (повышения квалификации, стажировки) женщин, возвращающихся из отпусков по беременности и родам, уходу за ребенком | Минтрудсоцразвитие России, Минобразование России, Госкоммолодежи России |
1997-1998 годы |
5. | Подготовка предложений по привлечению женщин-дипломатов к работе в загранаппарате, в том числе в постоянных представительствах Российской Федерации при ООН и других международных организациях | МИД России |
1998 год |
6. | Разработка предложений по содействию занятости женщин для включения в проект федеральной целевой программы содействия занятости населения Российской Федерации на 1998 и последующие годы | Минтрудсоцразвитие России |
1997 - 2000 годы |
7. | Реализация мер, направленных на поддержку незанятых женщин, являющихся единственными кормильцами в семье, и семей, где оба родителя являются безработными | Минтрудсоцразвитие России |
1996 - 2000 годы |
8. | Использование расширения сети учреждений социального обслуживания России населения и видов предоставляемых социальных услуг для создания дополнительных рабочих мест для женщин | Минтрудсоцразвитие России, Госкоммолодежи России |
1997 - 2000 годы |
9. | Подготовка информационно - аналитических материалов о России положении женщин на рынке труда | Минтрудсоцразвитие России, Госкомстат России, Минэкономики России |
ежегодно |
10. | Подготовка дополнений в Федеральную программу государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации в части поддержки женщин-предпринимателей, а также организаторов семенных предприятий | ГКРП России, Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, Минтрудсоцразвитие России |
1997 - 2000 годы |
11. | Организация серии учебных семинаров "Начни свое дело" по развитию предпринимательской деятельности на основе трудового участия членов семьи | Минобразование России, Минтрудсоцразвитие России |
с1998 года |
12. | Разработка научно обоснованных медико-биологических критериев оценки условий труда с целью определения показаний к применению труда женщин и подростков | Минздрав России, Минтрудсоцразвитие России |
IV квартал 1996 |
13. | Разработка перечней тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, в которых не допускается использование труда женщин, в том числе детородного возраста и беременных | Минтрудсоцразвитие России, Минздрав России, Российская академия медицинских наук |
1998 год |
14. | Разработка порядка трудоустройства женщин детородного возраста при их выводе с тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда | Минтрудсоцразвитие России, Минздрав России, Российская академия медицинских наук |
IV квартал 1997 года |
15. | Обеспечение контроля за соблюдением нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования по охране труда, подготовка ежегодно информации о состоянии охраны и соблюдения условий труда работающих женщин | Минтрудсоцразвитие России, Рострудинспекция, Госкомстат России |
постоянно |
16. | Подготовка предложений для включения в проекты генеральных соглашений между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 1998 и последующие годы по контролю за соблюдением охраны труда женщин, решению социальных проблем трудящихся с семейными обязанностями | Минтрудсоцразвитие России, Минпром России, Минэкономики России |
1998 - 2000 годы |
17. | Разработка и реализация межведомственной комплексной программы
социальной поддержки студентов в части, предусматривающей вопросы социальной
поддержки женщин-студенток и студенческих семей
разработка |
Минобразование России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации |
|
18. | Разработка предложений по улучшению положения женщин Северного Кавказа с учетом сложившегося социально-экономического положения | Миннац России, ФМС России, Минтрудсоцразвитие России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации |
1997 - 1999 годы |
19. | Разработка механизмов реализации государственных гарантий по предоставлению бесплатной медицинской помощи, в том числе профилактической, женщинам и детям | Минздрав России, Минфин России, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации |
IV квартал 1996 года |
20. | Разработка и внедрение стандартов оказания лечебно-профилактической помощи девочкам и женщинам с учетом возраста, состояния здоровья и уровня оказания медицинской помощи | Минздрав России, Российская академия медицинских наук, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования |
1996 - 1997 годы |
21. | Выполнение мероприятий по охране здоровья женщин в рамках целевых программ по социальной защите населения, подвергшегося воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных катастроф | МЧС России, Минздрав России, Минтрудсоцразвитие России, Минфин России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации |
1997-1998 годы |
22. | Развитие пренатальной диагностики, создание условий для выхаживания недоношенных детей | Минздрав России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации |
1996 - 1997 годы |
23. | Разработка предложений по развитию в субъектах Российской Федерации дорогостоящих специализированных видов медицинской помощи женщинам и детям на основе гарантированных базовых медицинских услуг | Минздрав России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации |
1997 год |
24 | Организация просветительских мероприятий и подготовка информационно-методических материалов по вопросам сохранения и укрепления здоровья женщин | Минздрав России, Минобразование России, ФСТР России, Госкомпечать России |
1997 - 1998 годы |
25 | Разработка предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации по охране здоровья беременных женщин | Минздрав России, Минтрудсоцразвитие России, Минфин России, Минэкономики России, Минюст России, Российская академия медицинских наук |
1998 год |
26. | Разработка нормативной базы службы планирования семьи | Минздрав России |
1997-1998 годы |
27. | Проведение всероссийских и региональных физкультурно-спортивных соревнований "Деловая женщина" | ГКФТ России, Российский совет спортивного общества "Спартак" |
1997 - 2000 годы |
28. | Организация и проведение всероссийских. региональных и территориальных фестивалей спорта и фестиваля "Спортивная семья" | ГКФТ России, Олимпийский комитет России, Российский совет спортивного общества "Спартак", органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации |
1997 - 2000 годы |
29. | Проведение культурно-спортивных фестивалей "Женщины-инвалиды" | ГКФТ России, Российский совет спортивного общества "Спартак", Минтрудсоцразвитие России |
1997 - 2000 годы |
30. | Развитие сети физкультурно- оздоровительных и спортивных женских и семейных клубов | ГКФТ России, Минздрав России, Российский совет спортивного общества "Спартак |
1997 - 2000 годы |
31. | Разработка системы мер по обеспечению защиты жертв преступлений. расширению их прав в уголовном судопроизводстве и гарантий возмещения причиненного материального и морального ущерба, в том числе причиненного женщинам, подвергшимся насилию | Генеральная прокуратура Российской Федерации, МВД России, Минюст России |
1996 - 1997 годы |
32. | Развитие сети специализированных учреждений по социальному обслуживанию женщин, подвергшихся насилию, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (кризисных центров, телефонов доверия, психолого-консультационных служб) | Минтрудсоцразвитие России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации |
1997 - 2000 годы |
33. | Организация системы комплексной подготовки и обучения социальных работников, соответствующего персонала систем здравоохранения, образования и правоохранительных органов для работы с женщинами, подвергшимися насилию | Минтрудсоцразвитие России, Минздрав России, МВД России, Минобразование России |
1998 - 1999 годы |
34. | Развитие учреждений социального обслуживания по работе с подростками. в том числе девочками, с целью профилактики асоциального повеления | Минтрудсоцразвитие России, МВД России, Минобразование России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации |
1997 - 2000 годы |
35. | Уточнение и систематизация статистических показателей, характеризующих социально- экономическое положение женщин | Госкомстат России, Минтрудсоцразвитие России, Минздрав России, Минобразование России, МВД России, Минюст России, Минсельхозпрод России |
1997 - 1999 годы |
36. | Подготовка и издание статистических сборников: "Женщины России" "Семья, женщины и дети" | Госкомстат России |
ежегодно с1997года |
37. | Обеспечение объективного освещения в средствах массовой информации хода выполнения в Российской Федерации Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Декларации ООН об искоренении насилия в отношении женщин, конвенции и рекомендации Международной организации труда | ФСТР России, Госкомпечать России, Госкино России, Минкультуры России, Минтрудсоцразвитие России, МВД России |
постоянно |
38. | Проведение экспертизы законодательства Российской Федерации в части соблюдения прав женщин в соответствии с Конвенцией ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. | Минтруд России, МИД России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (по согласованию) | 1999 - 2000 годы |
ПРИЛОЖЕНИЕ
К постановлению Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999
г. N 1083
Дополнения, которые вносятся в Национальный план действий по улучшению положения
женщин и повышению их роли в обществе
до 2000 года
39. | Разработка проекта федерального закона, содержащего правовые нормы, направленные на прдотвращение насилия в семье, в том числе в отношении женщин | Минтруд России, МВД России, Минздрав России, Минобразования России, Госкоммолодежи России, Минюст России |
IV квартал 2000 года |
40. | Подготовка национального доклада к специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН по теме "Женщины в 2000 году: равенство между мужчинами и женщинами, развитие и мир в XXI веке" | Минтруд России, МИД России, Российское статистическое агентство, Минздрав России, Минобразования России, МВД России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (по согласованию) |
IV квартал 1999 года |
41. | Разработка и утверждение методики оценки эффективности региональных программ, направленных на снижение количества абортов | Минздрав России |
IV квартал 2000 года |
42. | Проведение Всероссийской конференции "Реализация в Российской Федерации решений Всемирной конференции по положению женщин" (Пекин, 1995 год) | Минтруд России, МИД Росси, Минздрав России, Минобразования России, Российское статистическое агентство, МВД России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (по согласованию) |
III квартал 2000 года |
43. | Проведение информационно-образовательного семинара для женщин - руководителей федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации | Минтруд России, МИД России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (по согласованию) |
IV квартал 1999 года |
44. | Уточнение системы показателей гендерной статистики и внедрение ее в государственную статистическую отчетность | Российское статистическое агентство, Минтруд России, Минздрав России, Минобразования России, МВД России, Минсельхозпрод России, Минюст России, Минэкономики России |
1999 - 2000 годы |
|
|