2.2. Совершенствование законодательства о государственной
и муниципальной службе
Решение вопроса о более близком составу населения представительстве
лиц обоего пола в органах законодательной власти - хотя и
необходимая, но все же недостаточная мера по созданию реальной
возможности участия в управлении государством не только мужчин,
но и женщин. Наряду с этим аналогичные меры должны приниматься
и при формировании органов исполнительной и судебной власти,
а также органов местного самоуправления.
Для приведения положения с гендерным составом органов власти
в соответствие с требованиями международных стандартов прежде
всего необходимо усовершенствовать законодательство о государственной
и муниципальной службе. В первую очередь это должно касаться
руководящих кадров государственной и муниципальной службы.
Чрезвычайность положения ставит на повестку дня вопрос о
целесообразности принятия временных мер по устранению фактического
неравенства представительства мужчин и женщин в органах власти,
а именно разумного процентного соотношения при занятии лицами
обоего пола руководящих должностей в органах государственной
власти и органах местного самоуправления.
Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении
женщин указывает, что для скорейшего вхождения женщин в политику
следует использовать временные специальные меры, такие как
позитивные действия, предпочтительное отношение или система
квот. Поручение рассмотреть вопрос о возможности установления
подобных квот содержится в Указе Президента Российской Федерации
от 30 июня 1996 года N 1005 "О повышении роли женщин в системе
федеральных органов государственной власти и органов государственной
власти субъектов Российской Федерации".
Следует рассмотреть и иные варианты решения указанной проблемы,
в том числе применяемые в практике многих развитых стран:
- установление в законе правила, согласно которому при формировании
составов советов, комитетов, президиумов и иных руководящих
органов, в том числе в системах государственной и муниципальной
службы, рекомендуется соблюдение представленности мужчин
и женщин, по мере возможности пропорционально близкой к
составу населения;
- использование принципа предпочтительного рассмотрения
- при равном положении кандидатов из числа женщин и мужчин
на утверждаемую государственную должность по итогам соответствующих
конкурсов отдавать приоритет той стороне, которая менее
представлена;
- включение комплекса мер по существенному увеличению числа
женщин на руководящих должностях среднего управляющего звена
органов государственной власти и органов местного самоуправления
при разработке концепции государственной кадровой политики.
Эта мера способна облегчить женщинам необходимые стартовые
возможности для дальнейшего продвижения по службе.
Одного лишь указания в законе о равном праве мужчин и женщин
на занятие любых должностей в системах государственной и муниципальной
службы, как показывает практика, явно недостаточно. Необходимо
разработать комплекс мер, обеспечивающих плюрализм кандидатов,
в том числе кандидатов разного пола и возраста, широкое внедрение
системы конкурсов на замещение руководящих должностей, создать
программы подготовки и переподготовки женщин-служащих, формировать
резервы кадров женщин для работы в органах управления различного
уровня и так далее.
Назад
|