3.1. Право на свободное избрание занятий
и защиту от безработицы
Экономический кризис, сокращение числа рабочих
мест, снижение спроса на рабочую силу при одновременном
формировании механизмов рынка труда обострили для трудящихся
с семейными обязанностями, многих женщин проблему участия
в общественном производстве. Женщины в этих условиях стали
более уязвимы в сфере занятости и трудовых отношений из-за
необходимости совмещения материнской и профессиональной
функций, сложившегося в связи с этим отставания по квалификации,
преимущественной монозанятости в некоторых особенно пострадавших
в ходе реформирования отраслях и секторах экономики.
В настоящее время сложилась ситуация, в которой
основная часть российских женщин прилагает все усилия для
того, чтобы остаться в сфере профессиональной занятости,
так как в совокупном семейном доходе заработок женщин составляет
в среднем 40 процентов. Лишившись этого дохода, семьи (за
редким исключением) оказываются на грани бедности или за
ее чертой.
Положение усугубляет и возникшая в последние
годы в России проблема длительной массовой бедности, а наличие
дискриминации в трудовой сфере во многом влияет на локализацию
бедности в одних и тех же группах населения.
В 1997 году доходы пятой части населения были
ниже прожиточного минимума. Преимущественно это семьи, в
которых один или оба родителя являются безработными, а также
многодетные и неполные семьи. В категорию бедных попадает
значительная часть экономически активного населения, и в
основной массе это женщины с детьми. Причина в том, что
женщины (особенно с детьми) менее конкурентоспособны на
рынке труда, более беззащитны перед угрозой потери работы.
Сегодня можно говорить в известном смысле о феминизации
бедности в России. Сейчас 62 процента официально зарегистрированных
безработных и 65 процентов наиболее длительно (более восьми
месяцев) трудоустраивающихся составляют женщины.
Наличие в трудовом законодательстве таких
норм, как запрет на работу в ночное время, на многие виды
занятий; ограничение режима рабочего времени, в частности
командировок, сверхурочных работ; ориентация законов на
защиту права работницы-матери, а не родителя независимо
от пола; отсутствие тщательно продуманной системы дифференциации
потребности различных категорий женщин в социальной защите
снижают спрос на женский труд, усиливают предпосылки для
дискриминации женщин.
Наличие норм, не допускающих отказа в приеме
на работу по признакам, которые не связаны с деловыми качествами
работника, не ограждает женщин от дискриминации. Около трети
руководителей организаций различных организационно-правовых
форм и форм собственности указывают, что при приеме на работу
отдают предпочтение мужчинам (проверка Генеральной прокуратуры
Российской Федерации).
Анализируя данную ситуацию, специалисты, занимающиеся
проблемами прав женщин, в частности в сфере труда и занятости,
указывают на существование различных точек зрения на принципы
и пути дальнейшего совершенствования законодательства о
труде женщин. Крайние из них заключаются в следующем:
- отменить все закрепленные законодательством гарантии
и льготы работающим женщинам;
- предоставить женщинам дополнительные гарантии и льготы.
По мнению авторов Концепции, необходим взвешенный
подход, который, учитывая сегодняшнее состояние экономики
и изменения, происходящие в общественном сознании, ориентировал
бы органы государственной власти на комплексное решение
проблемы, в частности на:
- переход от запретительного характера законодательства
к разрешительному, дающему право женщине самостоятельно
принимать решение. Вместо запрета должна существовать
возможность выбора, который в свою очередь при определенных
законом или договором обстоятельствах является обязательным
для работодателя. Так, следует отменить действующие
нормы, устанавливающие ограничение труда
женщин в ночное время, запрещение ночных, сверхурочных
работ и направление в командировки женщин-матерей;
- сохранение ограничений применения труда женщин только
в случаях, когда такие ограничения обусловлены необходимостью
охраны здоровья женщин, деторождением, кормлением грудью
детей или наличием в семье детей-инвалидов;
- введение в трудовое законодательство более широкого
перечня работников, которых нельзя уволить при ликвидации
предприятия без предоставления им рабочего места: родителей
с детьми-инвалидами, одиноких и многодетных родителей,
вдов (вдовцов), если их труд является единственным источником
дохода семьи.
Такой подход обеспечивает поэтапное достижение
основных целей законотворческой деятельности в части обеспечения
прав на свободное избрание занятий, ведет к формированию
правового механизма, обеспечивающего равные права для мужчин
и женщин при приеме на работу, расторжении трудового договора,
продвижении по служебной лестнице, организации собственного
предпринимательского дела и других способах получения оплачиваемого
рабочего места или занятия, приносящего доход.
Государственная политика занятости должна
быть ориентирована на поддержку отраслей материального производства
с преимущественно женскими кадрами (легкая, текстильная
и пищевая промышленность, электроника, приборостроение);
создание предпосылок и условий развития социально-культурных
отраслей с их женским контингентом путем соблюдения обязательных
социальных стандартов и нормативов их функционирования;
расширение сети территориальных социальных служб с применением
женского труда и поощрение открытия новых рабочих мест в
сфере обслуживания; создание режима максимального благоприятствования
для малого, в том числе семейного, бизнеса и самозанятости
и так далее.
В целом политику занятости следует трактовать
более широко, чем это принято сейчас. Необходимо перейти
от узкого понимания занятости как наличия и уровня безработицы
к широкому: полной, продуктивной и эффективной занятости,
что обеспечивается поддержкой отечественного производства
на основе ориентированной инвестиционной, налоговой, кредитной,
ценовой и внешнеторговой политики.
В федеральных и региональных программах занятости
должны быть предусмотрены меры первоочередной поддержки
в трудоустройстве родителей, в одиночку воспитывающих детей
и родителей детей-инвалидов, многодетных родителей.
Назад