Воскресенье,
20 Марта 2005
2:0
  Библиотека

3.1. Право на свободное избрание занятий и защиту от безработицы

Экономический кризис, сокращение числа рабочих мест, снижение спроса на рабочую силу при одновременном формировании механизмов рынка труда обострили для трудящихся с семейными обязанностями, многих женщин проблему участия в общественном производстве. Женщины в этих условиях стали более уязвимы в сфере занятости и трудовых отношений из-за необходимости совмещения материнской и профессиональной функций, сложившегося в связи с этим отставания по квалификации, преимущественной монозанятости в некоторых особенно пострадавших в ходе реформирования отраслях и секторах экономики.

В настоящее время сложилась ситуация, в которой основная часть российских женщин прилагает все усилия для того, чтобы остаться в сфере профессиональной занятости, так как в совокупном семейном доходе заработок женщин составляет в среднем 40 процентов. Лишившись этого дохода, семьи (за редким исключением) оказываются на грани бедности или за ее чертой.

Положение усугубляет и возникшая в последние годы в России проблема длительной массовой бедности, а наличие дискриминации в трудовой сфере во многом влияет на локализацию бедности в одних и тех же группах населения.

В 1997 году доходы пятой части населения были ниже прожиточного минимума. Преимущественно это семьи, в которых один или оба родителя являются безработными, а также многодетные и неполные семьи. В категорию бедных попадает значительная часть экономически активного населения, и в основной массе это женщины с детьми. Причина в том, что женщины (особенно с детьми) менее конкурентоспособны на рынке труда, более беззащитны перед угрозой потери работы. Сегодня можно говорить в известном смысле о феминизации бедности в России. Сейчас 62 процента официально зарегистрированных безработных и 65 процентов наиболее длительно (более восьми месяцев) трудоустраивающихся составляют женщины.

Наличие в трудовом законодательстве таких норм, как запрет на работу в ночное время, на многие виды занятий; ограничение режима рабочего времени, в частности командировок, сверхурочных работ; ориентация законов на защиту права работницы-матери, а не родителя независимо от пола; отсутствие тщательно продуманной системы дифференциации потребности различных категорий женщин в социальной защите снижают спрос на женский труд, усиливают предпосылки для дискриминации женщин.

Наличие норм, не допускающих отказа в приеме на работу по признакам, которые не связаны с деловыми качествами работника, не ограждает женщин от дискриминации. Около трети руководителей организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности указывают, что при приеме на работу отдают предпочтение мужчинам (проверка Генеральной прокуратуры Российской Федерации).

Анализируя данную ситуацию, специалисты, занимающиеся проблемами прав женщин, в частности в сфере труда и занятости, указывают на существование различных точек зрения на принципы и пути дальнейшего совершенствования законодательства о труде женщин. Крайние из них заключаются в следующем:

  • отменить все закрепленные законодательством гарантии и льготы работающим женщинам;
  • предоставить женщинам дополнительные гарантии и льготы.

По мнению авторов Концепции, необходим взвешенный подход, который, учитывая сегодняшнее состояние экономики и изменения, происходящие в общественном сознании, ориентировал бы органы государственной власти на комплексное решение проблемы, в частности на:

  • переход от запретительного характера законодательства к разрешительному, дающему право женщине самостоятельно принимать решение. Вместо запрета должна существовать возможность выбора, который в свою очередь при определенных законом или договором обстоятельствах является обязательным для работодателя. Так, следует отменить действующие нормы, устанавливающие ограничение труда женщин в ночное время, запрещение ночных, сверхурочных работ и направление в командировки женщин-матерей;
  • сохранение ограничений применения труда женщин только в случаях, когда такие ограничения обусловлены необходимостью охраны здоровья женщин, деторождением, кормлением грудью детей или наличием в семье детей-инвалидов;
  • введение в трудовое законодательство более широкого перечня работников, которых нельзя уволить при ликвидации предприятия без предоставления им рабочего места: родителей с детьми-инвалидами, одиноких и многодетных родителей, вдов (вдовцов), если их труд является единственным источником дохода семьи.

Такой подход обеспечивает поэтапное достижение основных целей законотворческой деятельности в части обеспечения прав на свободное избрание занятий, ведет к формированию правового механизма, обеспечивающего равные права для мужчин и женщин при приеме на работу, расторжении трудового договора, продвижении по служебной лестнице, организации собственного предпринимательского дела и других способах получения оплачиваемого рабочего места или занятия, приносящего доход.

Государственная политика занятости должна быть ориентирована на поддержку отраслей материального производства с преимущественно женскими кадрами (легкая, текстильная и пищевая промышленность, электроника, приборостроение); создание предпосылок и условий развития социально-культурных отраслей с их женским контингентом путем соблюдения обязательных социальных стандартов и нормативов их функционирования; расширение сети территориальных социальных служб с применением женского труда и поощрение открытия новых рабочих мест в сфере обслуживания; создание режима максимального благоприятствования для малого, в том числе семейного, бизнеса и самозанятости и так далее.

В целом политику занятости следует трактовать более широко, чем это принято сейчас. Необходимо перейти от узкого понимания занятости как наличия и уровня безработицы к широкому: полной, продуктивной и эффективной занятости, что обеспечивается поддержкой отечественного производства на основе ориентированной инвестиционной, налоговой, кредитной, ценовой и внешнеторговой политики.

В федеральных и региональных программах занятости должны быть предусмотрены меры первоочередной поддержки в трудоустройстве родителей, в одиночку воспитывающих детей и родителей детей-инвалидов, многодетных родителей.

Назад

 

  Разделы библиотеки:

  Международные документы
  Документы РФ по правам женщин
  Документы ООН
  Женские программы
  Женщина в политике
  Женщина и бизнес

  Разделы сайта:

  Информация

  • Подписка на наши новости
  • Форум

(с) 1996–2024 Женская Информационная Сеть
 
Дизайн - ИД "Пасомар"
www.pasomar.ru