Воскресенье,
20 Марта 2005
2:0
  Библиотека

3.2. Право на равное вознаграждение за труд равной ценности

Право на равное вознаграждение за труд равной ценности является идеологией Международной организации труда и, следовательно, обязательно для исполнения нашей страной, являющейся членом этой организации.

В законодательстве Российской Федерации зафиксирована зависимость размера заработной платы только от величины и качества трудового вклада работника. Однако в среднем заработная плата женщин ниже, чем заработная плата мужчин, что обусловливается гендерной сегрегацией в сфере труда, отражающей различные подходы к оценке труда женщин и мужчин. Для большинства отраслей, в которых преобладает женский труд (образование, медицинское обслуживание, текстильная, легкая, пищевая промышленность и другие отрасли народного хозяйства), характерны низкий статус работников, ограниченные возможности для профессиональной переподготовки и повышения квалификации, низкие заработки. В отраслях, где преимущественно заняты женщины, заработная плата примерно на одну треть ниже, чем средняя заработная плата работника народного хозяйства.

Анализ показывает, что с 1990 года в наибольшей степени упала заработная плата именно женщин. Подавляющее большинство из них работает в дохододефицитных или кризисных отраслях материального производства, на работах, не требующих высокой квалификации, и в бюджетной сфере. Недостаточная оплата труда здесь объясняется существенным отставанием ставки 1-го разряда Единой тарифной сетки, определяющей всю иерархию построения системы заработной платы, от прожиточного минимума (в начале 1997 года минимальный размер оплаты труда составлял в среднем менее 20 процентов от прожиточного минимума), недоучетом в минимальной оплате труда расходов на иждивенцев, которых должен за свой счет содержать работник. Усугубляет ситуацию систематическая задолженность выплаты заработной платы именно в отраслях с наибольшей занятостью женщин.

Поэтому все работающие (и особенно женщины) крайне заинтересованы в скорейшем принятии федерального закона о прожиточном минимуме, что позволит повысить общий уровень цены рабочей силы, приблизить его к реальной стоимости жизни в России. Не менее важно принятие федерального закона об установлении уголовной ответственности за невыплату заработной платы, стипендий, а также пенсий и других установленных законом выплат.

Кроме того, для устранения дискриминационных различий в уровне оплаты труда мужчин и женщин и для реализации их права на равное вознаграждение за труд равной ценности необходимо поддерживать справедливые соотношения в оплате труда работников различных отраслей народного хозяйства. Необходимо совершенствовать тарифное регулирование оплаты труда через тарифные соглашения и коллективные договоры, опирающиеся на обоснованную оценку сложности труда. Нуждается в пересмотре действующая методика оценки сложности труда работников различных отраслей народного хозяйства, в которой традиционно занижена оценка труда врачей, учителей. Внесение соответствующего изменения поддержало бы признание профессионального мастерства и статуса женщин.

В связи с вышеизложенным актуальным представляется принятие федерального закона о введении общего социального норматива соотношения оплаты труда в бюджетной и небюджетной сферах.

Необходимо устанавливать тарифную ставку 1-го разряда Единой тарифной сетки и коэффициенты тарифных разрядов федеральным законом, а не постановлением Правительства Российской Федерации, как это осуществляется сейчас.

Назад

 

  Разделы библиотеки:

  Международные документы
  Документы РФ по правам женщин
  Документы ООН
  Женские программы
  Женщина в политике
  Женщина и бизнес

  Разделы сайта:

  Информация

  • Подписка на наши новости
  • Форум

(с) 1996–2020 Женская Информационная Сеть
 
Дизайн - ИД "Пасомар"
www.pasomar.ru