3.4. Право на образование и повышение квалификации
Реализация равных прав на образование и повышение квалификации
мужчин и женщин должна находить свое конкретное воплощение
в программах профессиональной ориентации, профессионального
обучения и переподготовки.
Девушки, как правило, опережают юношей в учебе, однако их
профессиональный выбор ограничен. До сих пор девочек ориентируют
на "женские профессии", на работу по дому, на выполнение семейных
обязанностей.
Сегрегация, существующая в сфере труда, отражается на профессиональной
ориентации и в дальнейшем на системе профессионального обучения.
Права в области получения образования ограничиваются Списком
производств, профессий и работ с вредными и тяжелыми условиями
труда, на которых запрещается применение труда женщин. По
профессиям, входящим в указанный Список, женщины профессиональной
подготовки не получают. Однако в соответствии с требованием
статьи 5 Федерального закона "Об образовании" ограничение
прав граждан на профессиональное образование может быть установлено
только законом, а не ведомственным нормативным актом.
В связи с этим следует обратить внимание на необходимость
преодоления ограничений в обучении женщин воинским профессиям,
профессиям, используемым в гражданской авиации, на флоте,
в автоматизированных комплексах управления в энергетике, металлургии.
В настоящее время женщины ограничены в возможности выбора
профессии и переподготовки. Подавляющее число программ обучения,
предлагаемых службой занятости, - это курсы переобучения традиционным
"женским" профессиям, как правило не требующим высокой квалификации
и уровня образования, таким, как швея, парикмахер, воспитатель
детского сада, пекарь и другие.
Обеспечение равных возможностей для реализации права на образование
и повышение квалификации требует, чтобы профессиональная ориентация
девушек имела целенаправленный характер, учитывающий баланс
интересов и требований развивающегося рынка труда и интересов
и требований самих девушек. Это должно быть отражено в программах
занятости населения, особенно в разделе "Занятость женщин",
и в программах по созданию и сохранению рабочих мест.
Для решения упомянутой выше проблемы необходима комплексная
кадровая политика государства, учитывающая перспективы общественного
развития и структурную перестройку экономики. Принимая во
внимание, что отдельные мероприятия по подготовке и переподготовке
женской рабочей силы, предусмотренные различными программами,
имеют временный характер действия и повышение уровня производства
предъявляет высокие требования к профессиональному мастерству
работников независимо от пола, а также тот факт, что структурные
преобразования экономики потребуют соответствующей профессионально-квалификационной
структуры кадров, следует разработать федеральный закон о
системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации
кадров в Российской Федерации.
Данный федеральный закон должен признать важность и необходимость
проведения целенаправленной государственной кадровой политики,
в нем необходимо предусмотреть направления формирования системы
подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров,
включая:
- создание и развитие структур профессиональной ориентации
населения;
- меры повышения профессионального уровня кадров;
- средства государственного воздействия на качество подготовки
кадров;
- создание системы государственного заказа на подготовку
и переподготовку кадров для приоритетных отраслей и сфер
деятельности;
- источники финансирования подготовки и переподготовки кадров.
Особые меры поддержки в получении профессионального образования
и повышении квалификации должны быть предусмотрены для лиц,
испытывающих трудности при решении этого вопроса, в том числе
для женщин, имеющих перерыв в работе в связи с рождением и
воспитанием ребенка, и для других лиц с семейными обязанностями.
Законодательное регулирование профессионального обучения
и переподготовки кадров позволит придать организации обучения
комплексный, перспективный, с точки зрения экономических процессов,
характер, учитывающий тенденции рынка труда с его половозрастной
спецификой.
Назад
|