Воскресенье,
20 Марта 2005
2:1
  Библиотека

3.5. Право на социальное страхование и социальное обеспечение

Право на социальное страхование и социальное обеспечение - важнейшее конституционное право граждан Российской Федерации независимо от пола. Применительно к женщинам проблема состоит в том, чтобы определить основные направления организации социального страхования и обеспечения как элементов социальной защиты и привести их в соответствие с социальной политикой государства, учитывая степень участия женщин в общественном труде и необходимость выполнения ими репродуктивной функции и семейных обязанностей.

Совмещение женщинами профессиональных и семейных обязанностей может вызвать у женщин возрастание риска отказа от профессиональной деятельности и, следовательно, попадание в зависимость либо от систем социального обеспечения и страхования, либо от дохода супруга. Кроме того, затраты, связанные с возвращением на работу, а также нехватка детских учреждений вынуждают многих работников, особенно женщин, продолжать жить на социальные пособия вопреки желанию возобновить свою трудовую деятельность.

Задача законодателя сводится к определению правового механизма использования возможностей системы социального страхования в регулировании масштаба и направлений социальной поддержки женщин и/или трудящихся с семейными обязанностями, которые вовлечены в сферу труда и занятости в народном хозяйстве и домашнем хозяйстве.

Среди проблем социального обеспечения применительно к женщинам есть такие, на которых следует остановиться особо.

В первую очередь это проблема пенсионного возраста женщин и наличия у них льгот. Целесообразно сохранить законодательные нормы, устанавливающие назначение пенсии на льготных основаниях женщинам, родившим пять и более детей и воспитавшим их до восьми лет, а также матерям детей-инвалидов, воспитавшим их до того же возраста. За такими женщинами должно быть сохранено право уходить на пенсию по достижении 50 лет и при общем трудовом стаже не менее 15 лет (статья 11 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации"). Также должны быть сохранены пенсионные льготы женщинам, работавшим в текстильной промышленности, на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью, а также женщинам, работавшим в качестве трактористов-машинистов в сельском хозяйстве, рабочих отдельных специальностей в строительстве, по другим профессиям, перечисленным в статье 12 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации". В ходе пенсионной реформы в трудовом стаже следует сохранить учет времени отпуска по уходу за ребенком.

Кроме того, считаем необходимым проработать механизм выплаты ежемесячных пособий на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет матерям (другим лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком), которые до рождения ребенка не работали, не были студентами. Полагаем, что по мере выхода из экономического кризиса и бюджетного оздоровления в систему социального страхования следует ввести неработающих и неучащихся матерей (лиц, фактически осуществляющих уход за ребенком), имеющих детей в возрасте до полутора лет, в целях выплаты им пособия на детей.

Размер ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет должен поэтапно приближаться к размеру прожиточного минимума. Такой подход подкрепляется мерами увеличения солидарного участия работников в формировании средств социального страхования, которые предусмотрены в Программе социальных реформ в Российской Федерации на период 1996 - 2000 годов. Это позволит материально поддержать семью в наиболее острый период, когда ребенок нуждается в материнском воспитании, снизить давление женщин (лиц с семейными обязанностями) на рынок труда.

Следует отметить, что действия органов исполнительной власти по введению вместо взносов на социальное страхование единого социального налога, взимаемого с предприятий вначале в федеральный бюджет, а затем в централизованный Фонд социального страхования, влияют на действующие права и гарантии в указанной области, так же как влияют на это и различные ограничения соответствующих выплат.

В части охраны труда необходимо принять федеральный закон об обязательном страховании от несчастных случаев и причинения вреда здоровью на производстве, в котором установить дифференциацию страховых тарифов в зависимости от степени неблагоприятного воздействия производства. Эта мера должна стимулировать работодателя к уменьшению числа работ с профессиональным риском для здоровья работника. "Сетку" тарифов страховых взносов следует разработать так, чтобы работы, отрицательно сказывающиеся на репродуктивной функции работников и деторождении женщин, попали в список работ, меры по улучшению условий которых будут признаны первоочередными.

Назад

 

  Разделы библиотеки:

  Международные документы
  Документы РФ по правам женщин
  Документы ООН
  Женские программы
  Женщина в политике
  Женщина и бизнес

  Разделы сайта:

  Информация

  • Подписка на наши новости
  • Форум

(с) 1996–2020 Женская Информационная Сеть
 
Дизайн - ИД "Пасомар"
www.pasomar.ru