Воскресенье,
20 Марта 2005
2:3
  Библиотека

6. Государственный механизм обеспечения равных прав и равных возможностей мужчин и женщин

Государственный механизм обеспечения равных прав и равных возможностей мужчин и женщин представляет собой совокупность:

  • деятельности органов государственной власти, в компетенции которых находятся вопросы равных прав и равных возможностей мужчин и женщин;
  • различных механизмов формирования и распределения ресурсов (бюджетный федерализм; государственные программы; налоговая политика, включающая поддержку благотворительных, некоммерческих, правозащитных организаций; общественный контроль и деятельность общественных защитников; законодательство о социальном заказе и развитие отношений между государственными органами и неправительственными организациями);
  • деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации как механизма контроля за осуществлением конституционных норм;
  • судебного и административного механизма защиты прав граждан в случаях нарушений их прав по признаку пола;
  • международного механизма защиты прав граждан.

В настоящее время вопросами положения женщин на федеральном уровне занимаются: Комиссия по вопросам женщин, семьи и демографии при Президенте Российской Федерации; Комиссия по вопросам улучшения положения женщин (при Правительстве Российской Федерации); Комитет Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи; Департамент по делам семьи, женщин и детей Министерства труда и социального развития Российской Федерации; Управление охраны здоровья матери и ребенка Министерства здравоохранения Российской Федерации, подразделение по реализации программы "Феминология" и "Половое воспитание школьников" Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации и другие. Соответствующие структуры (должности) существуют в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Федеральный конституционный закон "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" служит основой для создания правообеспечительного механизма контроля за осуществлением конституционных норм, предусматривающих равенство прав и возможностей для их реализации лицами обоего пола.

Однако ни одна из вышеперечисленных структур в отдельности, ни все эти структуры вместе взятые не обладают достаточными ресурсами и полномочиями для обеспечения и реализации последовательной политики равных прав и равных возможностей мужчин и женщин.

Согласно международным стандартам и рекомендациям государственный механизм и его органы должны:

  • координировать и контролировать действия органов исполнительной власти;
  • сотрудничать с органами законодательной и судебной власти;
  • быть возглавлены лицом в ранге члена правительства;
  • обладать бюджетным финансированием и профессионально подготовленными кадрами;
  • опираться в своих действиях на предложения общественных организаций.

Таким образом, не в нескольких ведомствах (как это существует в настоящее время), а во всех органах исполнительной власти необходимы подразделения (в одних случаях это должность, в иных - департамент, комитет), в компетенции которых находилось бы обеспечение выработки политики равных прав и равных возможностей мужчин и женщин и контроль за ее проведением. Необходимо, чтобы эти вопросы входили в компетенцию органов исполнительной власти всех уровней и органов местного самоуправления. Координировать их деятельность должен государственный орган, обладающий четким и широким кругом полномочий и обеспеченный бюджетным финансированием.

Основой для институционального оформления политики равных прав и равных возможностей мужчин и женщин и должен явиться федеральный закон о равных правах и равных возможностях мужчин и женщин. Этот закон должен получить развитие в виде соответствующих нормативных актов, которые включали бы в себя нормы отраслевого законодательства, конкретизирующие конституционную норму применительно к различным сферам жизни. Закон должен регулировать в первую очередь процессуальные и процедурные стороны реализации принципа равных прав и равных возможностей мужчин и женщин, а также устанавливать порядок осуществления положений отраслевого законодательства.

При разработке законопроекта о государственной статистике следует учесть сбор и обработку дезагрегированных по признаку пола статистических данных. Приведение статистических показателей в соответствие с международными стандартами позволит отслеживать реализацию законодательных решений, оценивать эффективность мер исполнительной власти и будет являться одним из механизмов "обратной связи".

Назад

 

  Разделы библиотеки:

  Международные документы
  Документы РФ по правам женщин
  Документы ООН
  Женские программы
  Женщина в политике
  Женщина и бизнес

  Разделы сайта:

  Информация

  • Подписка на наши новости
  • Форум

(с) 1996–2020 Женская Информационная Сеть
 
Дизайн - ИД "Пасомар"
www.pasomar.ru