6. Государственный механизм обеспечения равных прав
и равных возможностей мужчин и женщин
Государственный механизм обеспечения равных прав и равных
возможностей мужчин и женщин представляет собой совокупность:
- деятельности органов государственной власти, в компетенции
которых находятся вопросы равных прав и равных возможностей
мужчин и женщин;
- различных механизмов формирования и распределения ресурсов
(бюджетный федерализм; государственные программы; налоговая
политика, включающая поддержку благотворительных, некоммерческих,
правозащитных организаций; общественный контроль и деятельность
общественных защитников; законодательство о социальном заказе
и развитие отношений между государственными органами и неправительственными
организациями);
- деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской
Федерации как механизма контроля за осуществлением конституционных
норм;
- судебного и административного механизма защиты прав граждан
в случаях нарушений их прав по признаку пола;
- международного механизма защиты прав граждан.
В настоящее время вопросами положения женщин на федеральном
уровне занимаются: Комиссия по вопросам женщин, семьи и демографии
при Президенте Российской Федерации; Комиссия по вопросам
улучшения положения женщин (при Правительстве Российской Федерации);
Комитет Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи;
Департамент по делам семьи, женщин и детей Министерства труда
и социального развития Российской Федерации; Управление охраны
здоровья матери и ребенка Министерства здравоохранения Российской
Федерации, подразделение по реализации программы "Феминология"
и "Половое воспитание школьников" Министерства общего и профессионального
образования Российской Федерации и другие. Соответствующие
структуры (должности) существуют в органах государственной
власти и органах местного самоуправления.
Федеральный конституционный закон "Об Уполномоченном по правам
человека в Российской Федерации" служит основой для создания
правообеспечительного механизма контроля за осуществлением
конституционных норм, предусматривающих равенство прав и возможностей
для их реализации лицами обоего пола.
Однако ни одна из вышеперечисленных структур в отдельности,
ни все эти структуры вместе взятые не обладают достаточными
ресурсами и полномочиями для обеспечения и реализации последовательной
политики равных прав и равных возможностей мужчин и женщин.
Согласно международным стандартам и рекомендациям государственный
механизм и его органы должны:
- координировать и контролировать действия органов исполнительной
власти;
- сотрудничать с органами законодательной и судебной власти;
- быть возглавлены лицом в ранге члена правительства;
- обладать бюджетным финансированием и профессионально подготовленными
кадрами;
- опираться в своих действиях на предложения общественных
организаций.
Таким образом, не в нескольких ведомствах (как это существует
в настоящее время), а во всех органах исполнительной власти
необходимы подразделения (в одних случаях это должность, в
иных - департамент, комитет), в компетенции которых находилось
бы обеспечение выработки политики равных прав и равных возможностей
мужчин и женщин и контроль за ее проведением. Необходимо,
чтобы эти вопросы входили в компетенцию органов исполнительной
власти всех уровней и органов местного самоуправления. Координировать
их деятельность должен государственный орган, обладающий четким
и широким кругом полномочий и обеспеченный бюджетным финансированием.
Основой для институционального оформления политики равных
прав и равных возможностей мужчин и женщин и должен явиться
федеральный закон о равных правах и равных возможностях мужчин
и женщин. Этот закон должен получить развитие в виде соответствующих
нормативных актов, которые включали бы в себя нормы отраслевого
законодательства, конкретизирующие конституционную норму применительно
к различным сферам жизни. Закон должен регулировать в первую
очередь процессуальные и процедурные стороны реализации принципа
равных прав и равных возможностей мужчин и женщин, а также
устанавливать порядок осуществления положений отраслевого
законодательства.
При разработке законопроекта о государственной
статистике следует учесть сбор и обработку дезагрегированных
по признаку пола статистических данных. Приведение статистических
показателей в соответствие с международными стандартами позволит
отслеживать реализацию законодательных решений, оценивать
эффективность мер исполнительной власти и будет являться одним
из механизмов "обратной связи".
Назад
|