Воскресенье,
20 Марта 2005
2:4
  Библиотека

6.1. Судебный и административный механизмы защиты и обеспечения равных прав и равных возможностей мужчин и женщин. Контроль за соблюдением международных стандартов в области защиты и обеспечения равных прав и равных возможностей мужчин и женщин

Одним из важнейших средств обеспечения равных прав и равных возможностей мужчин и женщин является четко отлаженная система судебного контроля за действиями и решениями органов исполнительной власти, а также органов местного самоуправления. Этот аспект проблемы особо важен, поскольку именно органы исполнительной власти призваны обеспечивать права граждан в сфере труда, права на образование, охрану здоровья, отдых, социальное обеспечение, охрану материнства, отцовства, детства и другие права.

От того, как организована исполнительная власть, во многом зависит и участие женщин в решении государственных дел в качестве государственных служащих. Проблема судебного контроля за деятельностью администрации (административной юстиции) сравнительно недавно стала объектом внимания законодателей. Наиболее важной вехой явилось принятие Закона Российской Федерации "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан". Однако этот Закон разрешил далеко не все вопросы судебной защиты прав граждан.

В стране до сих пор не завершена судебная реформа: суды общей юрисдикции крайне перегружены рассмотрением уголовных и гражданских дел, число судей не соответствует потребностям общества, а подготовка нового пополнения судей и увеличение количества судебных инстанций упирается в причины экономического порядка. В связи с этими же проблемами до сих пор не введен институт выборных мировых судей, которые могли бы значительно разгрузить районные, городские суды, ныне рассматривающие абсолютное большинство уголовных, гражданских, трудовых, административных дел, позволить этим судам сосредоточить внимание на более крупных и важных делах.

Особое внимание следует обратить на то обстоятельство, что до сих пор на государственном уровне не обсуждалась проблема создания специализированных судов, рассматривающих дела по пенсионным и трудовым спорам, по делам опеки и попечительства и другим. Создание таких судов могло бы способствовать обеспечению законности в сфере охраны прав и свобод граждан. Эти органы могли бы более оперативно влиять и на обеспечение прав женщин в различных сферах общественной жизни.

Наряду с усовершенствованием работы судов нельзя отказываться и от административного (внесудебного) механизма защиты прав граждан, поскольку наиболее эффективным может быть сочетание судебного и административного порядка рассмотрения споров граждан с органами исполнительной власти и их должностными лицами и государственными служащими.

В этой связи надо особо отметить отсутствие в России федерального закона о порядке рассмотрения обращений (заявлений, жалоб и предложений) граждан органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. До сих пор действуют нормы законодательства СССР в виде указов Президиума Верховного Совета СССР.

Необходима разработка закона, определяющего права граждан при рассмотрении обращений, а также ответственность органов исполнительной власти перед гражданами за несвоевременное рассмотрение жалоб или недобросовестное отношение к обращениям граждан. При этом нельзя ограничиться общими указаниями, которые содержатся в Федеральном законе "Об основах государственной службы Российской Федерации". Следует внести изменения и дополнения в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях с обозначением конкретных видов ответственности и соответствующих видов взысканий, налагаемых на должностных лиц органов исполнительной и муниципальной власти и на государственных служащих за нарушение требований закона об административном порядке рассмотрения обращений граждан.

До сих пор не нашло развития в соответствующем федеральном законе положение Конституции Российской Федерации о праве граждан подавать в соответствующие органы государственной власти коллективные обращения. Коллективные обращения - это специфическая форма выражения общественного мнения, интересов определенной социальной группы населения, в том числе одиноких отцов и матерей, воспитывающих детей, женщин-безработных и так далее. В законе должны быть сформулированы определенные требования, предъявляемые к коллективным обращениям, которые направляются Президенту Российской Федерации, в высшие органы законодательной и исполнительной власти, а также установлены порядок оформления, подачи, опубликования коллективных обращений, сроки и порядок их рассмотрения и так далее.

Назад

 

  Разделы библиотеки:

  Международные документы
  Документы РФ по правам женщин
  Документы ООН
  Женские программы
  Женщина в политике
  Женщина и бизнес

  Разделы сайта:

  Информация

  • Подписка на наши новости
  • Форум

(с) 1996–2020 Женская Информационная Сеть
 
Дизайн - ИД "Пасомар"
www.pasomar.ru