6.2. Международно-правовой механизм защиты
и обеспечения равных прав и равных возможностей мужчин и женщин
Конституция Российской Федерации провозглашает право каждого
гражданина страны в соответствии с международными договорами
Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы
по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся
внутригосударственные средства правовой защиты.
Особое практическое значение эта норма приобретает в связи
со вступлением России в Совет Европы, поскольку Европейская
конвенция о защите прав человека и основных свобод содержит
хорошо отработанный и эффективно действующий механизм обеспечения
выполнения вытекающих из указанной Европейской конвенции обязательств
государств, ратифицировавших ее.
К числу таких обязательств относится исключение дискриминации
на основании пола, расы, цвета кожи, языка, религии, политических
и иных убеждений и по другим основаниям (статья 14 Конвенции).
Органами, рассматривающими такого рода споры, являются Европейская
комиссия по правам человека и Европейский Суд по правам человека.
При этом Европейская комиссия по правам человека, рассматривающая
споры первой инстанции, вправе принимать их к своему производству
только в случае, если все внутригосударственные средства правовой
защиты были исчерпаны, в течение шести месяцев после даты
принятия последнего решения. Следовательно, в этом вопросе
требование Европейской конвенции о защите прав человека и
основных свобод соответствует положению статьи 46 Конституции
Российской Федерации.
IV Всемирная конференция по положению женщин (Пекин, 1995
год) признала необходимым усилить международный механизм защиты
прав и интересов женщин. В настоящее время Комиссия ООН по
положению женщин разрабатывает факультативный протокол к Конвенции
о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, устанавливающий
право подачи коллективных обращений (петиций) в органы ООН
в случае обнаружившихся нарушений Конвенции.
Представляется, что активное участие России в процессе разработки
факультативного протокола к Конвенции о ликвидации всех форм
дискриминации в отношении женщин и последующее присоединение
к нему явилось бы одной из форм реализации Россией положения
части третьей статьи 46 Конституции Российской Федерации.
Назад
|