ВВЕДЕНИЕ
Концепция законотворческой деятельности по обеспечению равных
прав и равных возможностей мужчин и женщин (далее - Концепция)
основана на том, что права женщин являются неотъемлемой частью
общих прав человека. Равенство прав и свобод человека и гражданина
независимо от пола признается и гарантируется Конституцией
Российской Федерации, законодательством Российской Федерации,
а также нормами международного права. Статьей 19 Конституции
Российской Федерации провозглашено, что "мужчина и женщина
имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации".
Развитие конституционного положения о равенстве прав мужчин
и женщин и возможностей для реализации таких прав нашло отражение
в указах Президента Российской Федерации и постановлениях
Правительства Российской Федерации *. Анализ указанных
нормативных актов показывает, что обеспечение равного участия
женщин в политической, экономической, социальной и культурной
жизни страны становится одной из главных целей государственной
политики.
*Указы
Президента Российской Федерации от 4 марта 1993 года N 337
"О первоочередных задачах государственной политики в отношении
женщин; от 18 июня 1996 года N 932 "О Национальном плане
действий по улучшению положения женщин и повышению их роли
в обществе до 2000 года"; от 30 июня 1996 года N 1005 "О
повышении роли женщин в системе федеральных органов государственной
власти и органов государственной власти субъектов Российской
Федерации"; постановления Правительства Российской Федерации
от 8 января 1996 года N 6"О концепции улучшения положения
женщин в Российской Федерации"; от 26 августа 1996 года
N 1014 "Об одобрении и внесении на рассмотрение в Государственную
Думу Федерального Собрания Российской Федерации Конвенции
о равном обращении и равных возможностях для трудящихся
мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями; от
29 августа 1996 года N 1032 "Об утверждении Национального
плана действий по улучшению положения женщин и повышению
их роли в обществе до 2000 года".
Вместе с тем проводимая в стране социально-экономическая
реформа, переход к рыночным отношениям сформировали следующие
негативные тенденции: возрастающая невостребованность женщин
при принятии государственных решений; усиление дискриминации
прав женщин в социально-трудовой сфере, снижение уровня охраны
их здоровья, личной безопасности и т.д.
Безусловно, эти обстоятельства, а также кардинально и быстро
меняющиеся общественные отношения, активными участниками которых
выступают женщины, требуют существенных изменений практически
во всех отраслях права.
Еще при принятии в 1979 году Конвенции о ликвидации всех
форм дискриминации в отношении женщин инициаторы ее разработки,
отвечая на вопрос: "Почему же при наличии Международного билля
о правах человека, где закреплена совокупность прав, которыми
могут пользоваться все люди, включая женщин, стало необходимо
принимать отдельный правовой документ о защите прав женщин?"
- заявляли, что дополнительные средства защиты прав женщин
как прав человека признаны необходимыми, поскольку тот факт,
что женщины являются частью "человечества", оказался недостаточным
для обеспечения защиты прав женщин.
В преамбуле Конвенции поясняется, что, несмотря на принятие
международным сообществом ряда договоров, дискриминация в
отношении женщин сохраняется практически во всех странах.
К сожалению, это утверждение не утратило своей актуальности
и в 90-е годы. Недаром в принятых Всемирной конференцией по
правам человека (Вена, 1993 год) Декларации и Программе действий
говорится: "Права женщин и девочек являются неотъемлемой,
составной и неделимой частью всеобщих прав человека. Полное
и равноправное участие женщин в политической, гражданской,
экономической, общественной и культурной жизни на национальном,
региональном и международном уровнях, а также ликвидация всех
форм дискриминации по признаку пола являются первоочередными
целями международного сообщества".
Следует признать, что и Россия сегодня далека от ситуации
обеспечения равных возможностей для мужчин и женщин в реализации
их конституционных прав и свобод.
Вот почему авторы Концепции, руководствуясь принципом равноправия
мужчин и женщин, считают необходимым особо остановиться на
проблемах правового статуса женщин, и в первую очередь на
вопросах обеспечения равноправия в таких сферах, как представленность
мужчин и женщин в органах власти; социально-трудовые отношения;
охрана репродуктивного здоровья, материнства и отцовства;
предотвращение насилия в отношении женщин; государственный
механизм обеспечения равных прав и возможностей мужчин и женщин.
Однако в дальнейшем при реализации Концепции следует также
проанализировать: положение сельских женщин, женщин-мигрантов;
законодательство о средствах массовой информации и рекламе;
образование; пенсионное обеспечение, в том числе военнослужащих
и членов их семей; вопросы правового статуса женщин - участниц
военных действий и женщин-инвалидов из числа вольнонаемного
состава; проституция, особенно детская; военная реформа и
вопросы мирного урегулирования в зонах военных конфликтов
и военных действий; разоружение и уничтожение разных видов
вооружения, конверсия; бюджетный процесс; налоговая реформа
и т.д.
Назад
|