Воскресенье,
20 Марта 2005
2:5
  Библиотека

ВВЕДЕНИЕ

Концепция законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин (далее - Концепция) основана на том, что права женщин являются неотъемлемой частью общих прав человека. Равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола признается и гарантируется Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, а также нормами международного права. Статьей 19 Конституции Российской Федерации провозглашено, что "мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации".

Развитие конституционного положения о равенстве прав мужчин и женщин и возможностей для реализации таких прав нашло отражение в указах Президента Российской Федерации и постановлениях Правительства Российской Федерации *. Анализ указанных нормативных актов показывает, что обеспечение равного участия женщин в политической, экономической, социальной и культурной жизни страны становится одной из главных целей государственной политики.

    *Указы Президента Российской Федерации от 4 марта 1993 года N 337 "О первоочередных задачах государственной политики в отношении женщин; от 18 июня 1996 года N 932 "О Национальном плане действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 года"; от 30 июня 1996 года N 1005 "О повышении роли женщин в системе федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации"; постановления Правительства Российской Федерации от 8 января 1996 года N 6"О концепции улучшения положения женщин в Российской Федерации"; от 26 августа 1996 года N 1014 "Об одобрении и внесении на рассмотрение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации Конвенции о равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями; от 29 августа 1996 года N 1032 "Об утверждении Национального плана действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 года".

Вместе с тем проводимая в стране социально-экономическая реформа, переход к рыночным отношениям сформировали следующие негативные тенденции: возрастающая невостребованность женщин при принятии государственных решений; усиление дискриминации прав женщин в социально-трудовой сфере, снижение уровня охраны их здоровья, личной безопасности и т.д.

Безусловно, эти обстоятельства, а также кардинально и быстро меняющиеся общественные отношения, активными участниками которых выступают женщины, требуют существенных изменений практически во всех отраслях права.

Еще при принятии в 1979 году Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин инициаторы ее разработки, отвечая на вопрос: "Почему же при наличии Международного билля о правах человека, где закреплена совокупность прав, которыми могут пользоваться все люди, включая женщин, стало необходимо принимать отдельный правовой документ о защите прав женщин?" - заявляли, что дополнительные средства защиты прав женщин как прав человека признаны необходимыми, поскольку тот факт, что женщины являются частью "человечества", оказался недостаточным для обеспечения защиты прав женщин.

В преамбуле Конвенции поясняется, что, несмотря на принятие международным сообществом ряда договоров, дискриминация в отношении женщин сохраняется практически во всех странах.

К сожалению, это утверждение не утратило своей актуальности и в 90-е годы. Недаром в принятых Всемирной конференцией по правам человека (Вена, 1993 год) Декларации и Программе действий говорится: "Права женщин и девочек являются неотъемлемой, составной и неделимой частью всеобщих прав человека. Полное и равноправное участие женщин в политической, гражданской, экономической, общественной и культурной жизни на национальном, региональном и международном уровнях, а также ликвидация всех форм дискриминации по признаку пола являются первоочередными целями международного сообщества".

Следует признать, что и Россия сегодня далека от ситуации обеспечения равных возможностей для мужчин и женщин в реализации их конституционных прав и свобод.

Вот почему авторы Концепции, руководствуясь принципом равноправия мужчин и женщин, считают необходимым особо остановиться на проблемах правового статуса женщин, и в первую очередь на вопросах обеспечения равноправия в таких сферах, как представленность мужчин и женщин в органах власти; социально-трудовые отношения; охрана репродуктивного здоровья, материнства и отцовства; предотвращение насилия в отношении женщин; государственный механизм обеспечения равных прав и возможностей мужчин и женщин. Однако в дальнейшем при реализации Концепции следует также проанализировать: положение сельских женщин, женщин-мигрантов; законодательство о средствах массовой информации и рекламе; образование; пенсионное обеспечение, в том числе военнослужащих и членов их семей; вопросы правового статуса женщин - участниц военных действий и женщин-инвалидов из числа вольнонаемного состава; проституция, особенно детская; военная реформа и вопросы мирного урегулирования в зонах военных конфликтов и военных действий; разоружение и уничтожение разных видов вооружения, конверсия; бюджетный процесс; налоговая реформа и т.д.

Назад

 

  Разделы библиотеки:

  Международные документы
  Документы РФ по правам женщин
  Документы ООН
  Женские программы
  Женщина в политике
  Женщина и бизнес

  Разделы сайта:

  Информация

  • Подписка на наши новости
  • Форум

(с) 1996–2020 Женская Информационная Сеть
 
Дизайн - ИД "Пасомар"
www.pasomar.ru