N1
1998 г.
Архив журналов | Содержание _
КОНЦЕПЦИЯ
законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин

1. Цели и задачи Концепции


Цель Концепции * определить общую стратегию и приоритетные направления законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и свобод мужчин и женщин и созданию равных возможностей для их реализации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и международными обязательствами Российской Федерации и с учетом реальной политической и социально-экономической ситуации в стране.

Основные задачи Концепции:

  • экспертиза законодательства Российской Федерации в части, касающейся реализации женщинами равных с мужчинами прав во всех сферах жизнедеятельности, их соответствия конституционным гарантиям и международным стандартам в области прав человека;
  • оценка эффективности реализации нормативных актов в этой области, определение проблем, требующих законодательного решения;
  • формирование предложений по законотворческой деятельности;
  • разработка механизма реализации принятых нормативных актов.

    К основным средствам достижения поставленных целей и задач относятся:

    Во-первых, дифференцированный подход к анализу законодательной базы.

    В Концепции анализируются, с одной стороны, политические, экономические, социально-трудовые и другие права человека и гражданина (мужчин и женщин), где дискриминация может проявляться как по признаку пола, так и по любому другому признаку различия или исключения. С другой стороны, особое внимание уделяется анализу прав, предоставляемых исключительно женщинам, когда они реализуют свою материнскую функцию (вынашивание, рождение, кормление ребенка).

    Во-вторых, комплексный подход к формированию предложений по законотворческой деятельности.

    Концепция исходит из комплексного подхода к дальнейшему совершенствованию и развитию законодательства в области равноправия мужчин и женщин путем разработки:

    нормативных актов, непосредственно закрепляющих права женщины в различных сферах жизнедеятельности. При этом права женщины следует рассматривать дифференцированно с позиций возраста, семейного положения, профессиональной занятости и т. д. ;

    нормативных актов, не содержащих дифференциацию норм права по признаку пола и тем самым улучшающих положение женщин.

    В-третьих, государственный подход к реализации стратегии и основных направлений законотворческой деятельности в области равенства прав мужчин и женщин

    В Концепции предпринята попытка разработки механизма государственной поддержки достижения реального равноправия мужчин и женщин. Такой механизм должен включать, с одной стороны, меры законодательного характера, а с другой * комплекс мер, принимаемых органами исполнительной власти, по реализации нормативных актов. В заключении Концепции указанные выше меры рассмотрены более подробно.

    Таким образом, представленная Концепция является первой попыткой создания модели для отработки системного (программно- целевого) подхода к законотворческой деятельности Государственной Думы по обеспечению равных прав мужчин и женщин и равных возможностей для их реализации в различных сферах жизнедеятельности.

    В-четвертых, взаимодействие всех субъектов права законодательной инициативы

  • в законотворческой деятельности
  • в области равенства прав мужчин и женщин

    Проблемы в области политического, экономического, социально-трудового равенства прав мужчин и женщин могут быть решены на основе объединения усилий всех субъектов права законодательной инициативы (Президент Российской Федерации, члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации и другие) путем реализации основных положений Концепции и осуществления предлагаемых мер законодательного характера. Комитет Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи выступает в качестве инициатора разработки проекта Концепции.

    Защита прав и свобод человека и гражданина, координация вопросов охраны здоровья, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, иные вопросы социальной сферы находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Поэтому принципиально важным является активизация правотворческой деятельности органов законодательной власти субъектов Российской Федерации, развитие основных положений Концепции в законодательстве субъектов Российской Федерации.

    2. Право на равное участие мужчин и женщин в принятии решений
    на всех уровнях законодательной, исполнительной, судебной
    власти и в органах местного самоуправления