N1
1998 г.
Архив журналов | Содержание _
КОНЦЕПЦИЯ
законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин

2. Право на равное участие мужчин и женщин в принятии решений на всех уровнях законодательной, исполнительной, судебной власти и в органах местного самоуправления


Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин обязала государства-участники обеспечивать женщинам на равных условиях с мужчинами право участвовать в формировании и осуществлении правительственной политики и занимать государственные посты, а также осуществлять все государственные функции на всех уровнях государственного управления (статья 7). Однако до сих пор в большинстве стран мира, в том числе и в России, эта задача не решена. В Платформе действий IV Всемирной конференции по положению женщин (Пекин, 1995 год) отмечается, что многие политические партии и государственные структуры по-прежнему препятствуют участию женщин в общественно-политической жизни. В некоторых странах, в том числе в тех, где происходят политические, экономические и социальные реформы, наблюдается существенное сокращение числа женщин, представленных в законодательных органах.

В Федеральном Собрании Российской Федерации первого созыва женщин было 11,4 процента, второго созыва * лишь 7,2 процента. При этом сократилось число женщин * депутатов Государственной Думы с 13,6 процента до 10 процентов от общего числа депутатов, среди 178 членов Совета Федерации лишь одна женщина. Примерно такая же ситуация и в субъектах Российской Федерации.

Не лучше обстоит дело и с равноправием мужчин и женщин среди руководящих работников федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Так что до соответствующего международным стандартам пропорционального составу населения представительства мужчин и женщин в органах законодательной и исполнительной власти еще далеко. Недостаточно представительство женщин в руководящем звене органов судебной власти. И это при условии, что статья 15 Конституции Российской Федерации устанавливает приоритет норм международных договоров страны перед нормами национального законодательства.

В Концепции улучшения положения женщин в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 января 1996 года N 6, содействие участию женщин в принятии решений на всех уровнях отнесено к числу стратегических задач. Однако в ней должным образом не отражены механизм и ресурсное обеспечение решения этой задачи.

В Платформе действий IV Всемирной конференции по положению женщин рекомендовано:

    1) значительно увеличить число женщин на всех государственно-административных должностях в случае необходимости путем введения квоты;

    2) принять в рамках избирательных систем меры, побуждающие политические партии к привлечению женщин на выборные и назначаемые государственные должности в той же пропорции и на тех же условиях, что и мужчин;

    3) принять во внимание дифференцирующее воздействие избирательных систем на политическую представленность женщин в выборных органах и в случае необходимости рассмотреть вопрос о корректировке или реформе этих систем;

    4) создать механизмы контроля за выполнением принятых обязательств.

В указанной Платформе политическим партиям рекомендовано включение гендерных проблем в свои политические программы и принятие мер по обеспечению возможности участия женщин в руководстве политическими партиями на равных основаниях с мужчинами.

Опыт других стран свидетельствует, что реализация принципа равных прав и равных возможностей мужчин и женщин тесно связана со значительным повышением активности соответствующих органов власти.

2. 1. Совершенствование избирательного законодательства

Установление в соответствии с требованиями ратифицированных международных договоров Российской Федерации более близкого составу населения числа депутатов * женщин и мужчин в Федеральном Собрании Российской Федерации и представительных органах субъектов Российской Федерации важно не только для реализации возможностей личности независимо от пола и возраста, но и для общества в целом. Не в отсутствии ли нужного объема женского влияния коренится одна из причин недостаточного внимания преимущественно мужских по своему составу Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Администрации Президента Российской Федерации к важным для всего населения вопросам социальной жизни?

Учитывая опыт других развитых стран и рекомендации международных документов, следует постараться устранить по мере возможности однобокость состава депутатского корпуса в центре и в регионах. Применительно к российским условиям на уровне Российской Федерации и субъектов Российской Федерации целесообразно:

    1) принятие Федеральным Собранием Российской Федерации, Правительством Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации соответственно законодательных актов и целевых программ по сокращению имеющейся сейчас диспропорции представительства лиц обоего пола в законодательных и иных органах государственной власти;

    2) совершенствование федерального и регионального избирательного законодательства, а также законодательства о политических партиях. При этом с учетом опыта ряда стран Европы возможно использование разнообразных поощрительных и иных мер, призванных способствовать включению большего числа женщин в партийные избирательные списки.

Первым шагом в этом направлении может стать внесение изменений и дополнений в Федеральный закон *Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации*, предусматривающих дополнительные гарантии обеспечения равных возможностей мужчин и женщин для реализации принадлежащих им пассивных избирательных прав. В развитие этого следует предусмотреть норму, в соответствии с которой федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации число мужчин и женщин, включенных в списки кандидатов, не может превышать определенный процент от общего числа кандидатов, выдвинутых избирательным объединением. Для избирательных объединений могут также предусматриваться дополнительные возможности, которые обеспечивали бы сбалансированное представительство мужчин и женщин в списках выдвигаемых ими кандидатов.

2. 2. Совершенствование законодательства о государственной и муниципальной службе

Решение вопроса о более близком составу населения представительстве лиц обоего пола в органах законодательной власти * хотя и необходимая, но все же недостаточная мера по созданию реальной возможности участия в управлении государством не только мужчин, но и женщин. Наряду с этим аналогичные меры должны приниматься и при формировании органов исполнительной и судебной власти, а также органов местного самоуправления.

Для приведения положения с гендерным составом органов власти в соответствие с требованиями международных стандартов прежде всего необходимо усовершенствовать законодательство о государственной и муниципальной службе. В первую очередь это должно касаться руководящих кадров государственной и муниципальной службы.

Чрезвычайность положения ставит на повестку дня вопрос о целесообразности принятия временных мер по устранению фактического неравенства представительства мужчин и женщин в органах власти, а именно разумного процентного соотношения при занятии лицами обоего пола руководящих должностей в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин указывает, что для скорейшего вхождения женщин в политику следует использовать временные специальные меры, такие как позитивные действия, предпочтительное отношение или система квот. Поручение рассмотреть вопрос о возможности установления подобных квот содержится в Указе Президента Российской Федерации от 30 июня 1996 года * 1005 *О повышении роли женщин в системе федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации*.

Следует рассмотреть и иные варианты решения указанной проблемы, в том числе применяемые в практике многих развитых стран:

    1) установление в законе правила, согласно которому при формировании составов советов, комитетов, президиумов и иных руководящих органов, в том числе в системах государственной и муниципальной службы, рекомендуется соблюдение представленности мужчин и женщин, по мере возможности пропорционально близкой к составу населения;

    2) использование принципа предпочтительного рассмотрения * при равном положении кандидатов из числа женщин и мужчин на утверждаемую государственную должность по итогам соответствующих конкурсов отдавать приоритет той стороне, которая менее представлена;

    3) включение комплекса мер по существенному увеличению числа женщин на руководящих должностях среднего управляющего звена органов государственной власти и органов местного самоуправления при разработке концепции государственной кадровой политики. Эта мера способна облегчить женщинам необходимые стартовые возможности для дальнейшего продвижения по службе.

Одного лишь указания в законе о равном праве мужчин и женщин на занятие любых должностей в системах государственной и муниципальной службы, как показывает практика, явно недостаточно. Необходимо разработать комплекс мер, обеспечивающих плюрализм кандидатов, в том числе кандидатов разного пола и возраста, широкое внедрение системы конкурсов на замещение руководящих должностей, создать программы подготовки и переподготовки женщин-служащих, формировать резервы кадров женщин для работы в органах управления различного уровня и так далее.

3. Социально-трудовые права