N1
1998 г.
Архив журналов | Содержание _
КОНЦЕПЦИЯ
законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин

3. Социально-трудовые права


Международной организацией труда принят пакет конвенций, устанавливающих нормативы и условия применения труда женщин, трудящихся с семейными обязанностями. Вопросы трудовых прав женщин затрагиваются также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, в итоговых документах Всемирной конференции по правам человека (Вена, 1993 год), Всемирной встречи на высшем уровне в интересах социального развития (Копенгаген, 1995 год) и IV Всемирной конференции по положению женщин (Пекин, 1995 году).

В числе нормативных актов, регулирующих социально-трудовые права женщин, трудящихся с семейными обязанностями в России, следует назвать Кодекс законов о труде Российской Федерации, Основы законодательства Российской Федерации об охране труда, Закон Российской Федерации *О занятости населения в Российской Федерации* (в редакции Федерального закона от 20 апреля 1996 года N 36-ФЗ), федеральные законы *Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации*, *О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации* и другие.

3. 1. Право на свободное избрание занятий и защиту от безработицы

Экономический кризис, сокращение числа рабочих мест, снижение спроса на рабочую силу при одновременном формировании механизмов рынка труда обострили для трудящихся с семейными обязанностями, многих женщин проблему участия в общественном производстве. Женщины в этих условиях стали более уязвимы в сфере занятости и трудовых отношений из-за необходимости совмещения материнской и профессиональной функций, сложившегося в связи с этим отставания по квалификации, преимущественной монозанятости в некоторых особенно пострадавших в ходе реформирования отраслях и секторах экономики.

В настоящее время сложилась ситуация, в которой основная часть российских женщин прилагает все усилия для того, чтобы остаться в сфере профессиональной занятости, так как в совокупном семейном доходе заработок женщин составляет в среднем 40 процентов. Лишившись этого дохода, семьи (за редким исключением) оказываются на грани бедности или за ее чертой.

Положение усугубляет и возникшая в последние годы в России проблема длительной массовой бедности, а наличие дискриминации в трудовой сфере во многом влияет на локализацию бедности в одних и тех же группах населения.

В 1997 году доходы пятой части населения были ниже прожиточного минимума. Преимущественно это семьи, в которых один или оба родителя являются безработными, а также многодетные и неполные семьи. В категорию бедных попадает значительная часть экономически активного населения, и в основной массе это женщины с детьми. Причина в том, что женщины (особенно с детьми) менее конкурентоспособны на рынке труда, более беззащитны перед угрозой потери работы. Сегодня можно говорить в известном смысле о феминизации бедности в России. Сейчас 62 процента официально зарегистрированных безработных и 65 процентов наиболее длительно (более восьми месяцев) трудоустраивающихся составляют женщины.

Наличие в трудовом законодательстве таких норм, как запрет на работу в ночное время, на многие виды занятий; ограничение режима рабочего времени, в частности командировок, сверхурочных работ; ориентация законов на защиту права работницы-матери, а не родителя независимо от пола; отсутствие тщательно продуманной системы дифференциации потребности различных категорий женщин в социальной защите снижают спрос на женский труд, усиливают предпосылки для дискриминации женщин.

Наличие норм, не допускающих отказа в приеме на работу по признакам, которые не связаны с деловыми качествами работника, не ограждает женщин от дискриминации. Около трети руководителей организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности указывают, что при приеме на работу отдают предпочтение мужчинам (проверка Генеральной прокуратуры Российской Федерации).

Анализируя данную ситуацию, специалисты, занимающиеся проблемами прав женщин, в частности в сфере труда и занятости, указывают на существование различных точек зрения на принципы и пути дальнейшего совершенствования законодательства о труде женщин. Крайние из них заключаются в следующем:

  • отменить все закрепленные законодательством гарантии и льготы работающим женщинам;
  • предоставить женщинам дополнительные гарантии и льготы.

По мнению авторов Концепции, необходим взвешенный подход, который, учитывая сегодняшнее состояние экономики и изменения, происходящие в общественном сознании, ориентировал бы органы государственной власти на комплексное решение проблемы, в частности на:

  • переход от запретительного характера законодательства к разрешительному, дающему право женщине самостоятельно принимать решение. Вместо запрета должна существовать возможность выбора, который в свою очередь при определенных законом или договором обстоятельствах является обязательным для работодателя. Так, следует отменить действующие нормы, устанавливающие ограничение труда женщин в ночное время, запрещение ночных, сверхурочных работ и направление в командировки женщин-матерей;

  • сохранение ограничений применения труда женщин только в случаях, когда такие ограничения обусловлены необходимостью охраны здоровья женщин, деторождением, кормлением грудью детей или наличием в семье детей-инвалидов;
  • введение в трудовое законодательство более широкого перечня работников, которых нельзя уволить при ликвидации предприятия без предоставления им рабочего места: родителей с детьми-инвалидами, одиноких и многодетных родителей, вдов (вдовцов), если их труд является единственным источником дохода семьи.

Такой подход обеспечивает поэтапное достижение основных целей законотворческой деятельности в части обеспечения прав на свободное избрание занятий, ведет к формированию правового механизма, обеспечивающего равные права для мужчин и женщин при приеме на работу, расторжении трудового договора, продвижении по служебной лестнице, организации собственного предпринимательского дела и других способах получения оплачиваемого рабочего места или занятия, приносящего доход.

Государственная политика занятости должна быть ориентирована на поддержку отраслей материального производства с преимущественно женскими кадрами (легкая, текстильная и пищевая промышленность, электроника, приборостроение); создание предпосылок и условий развития социально-культурных отраслей с их женским контингентом путем соблюдения обязательных социальных стандартов и нормативов их функционирования; расширение сети территориальных социальных служб с применением женского труда и поощрение открытия новых рабочих мест в сфере обслуживания; создание режима максимального благоприятствования для малого, в том числе семейного, бизнеса и самозанятости и так далее.

В целом политику занятости следует трактовать более широко, чем это принято сейчас. Необходимо перейти от узкого понимания занятости как наличия и уровня безработицы к широкому: полной, продуктивной и эффективной занятости, что обеспечивается поддержкой отечественного производства на основе ориентированной инвестиционной, налоговой, кредитной, ценовой и внешнеторговой политики.

В федеральных и региональных программах занятости должны быть предусмотрены меры первоочередной поддержки в трудоустройстве родителей, в одиночку воспитывающих детей и родителей детей-инвалидов, многодетных родителей.

3. 2. Право на равное вознаграждение за труд равной ценности

Право на равное вознаграждение за труд равной ценности является идеологией Международной организации труда и, следовательно, обязательно для исполнения нашей страной, являющейся членом этой организации.

В законодательстве Российской Федерации зафиксирована зависимость размера заработной платы только от величины и качества трудового вклада работника. Однако в среднем заработная плата женщин ниже, чем заработная плата мужчин, что обусловливается гендерной сегрегацией в сфере труда, отражающей различные подходы к оценке труда женщин и мужчин. Для большинства отраслей, в которых преобладает женский труд (образование, медицинское обслуживание, текстильная, легкая, пищевая промышленность и другие отрасли народного хозяйства), характерны низкий статус работников, ограниченные возможности для профессиональной переподготовки и повышения квалификации, низкие заработки. В отраслях, где преимущественно заняты женщины, заработная плата примерно на одну треть ниже, чем средняя заработная плата работника народного хозяйства.

Анализ показывает, что с 1990 года в наибольшей степени упала заработная плата именно женщин. Подавляющее большинство из них работает в дохододефицитных или кризисных отраслях материального производства, на работах, не требующих высокой квалификации, и в бюджетной сфере. Недостаточная оплата труда здесь объясняется существенным отставанием ставки 1-го разряда Единой тарифной сетки, определяющей всю иерархию построения системы заработной платы, от прожиточного минимума (в начале 1997 года минимальный размер оплаты труда составлял в среднем менее 20 процентов от прожиточного минимума), недоучетом в минимальной оплате труда расходов на иждивенцев, которых должен за свой счет содержать работник. Усугубляет ситуацию систематическая задолженность выплаты заработной платы именно в отраслях с наибольшей занятостью женщин.

Поэтому все работающие (и особенно женщины) крайне заинтересованы в скорейшем принятии федерального закона о прожиточном минимуме, что позволит повысить общий уровень цены рабочей силы, приблизить его к реальной стоимости жизни в России. Не менее важно принятие федерального закона об установлении уголовной ответственности за невыплату заработной платы, стипендий, а также пенсий и других установленных законом выплат.

Кроме того, для устранения дискриминационных различий в уровне оплаты труда мужчин и женщин и для реализации их права на равное вознаграждение за труд равной ценности необходимо поддерживать справедливые соотношения в оплате труда работников различных отраслей народного хозяйства. Необходимо совершенствовать тарифное регулирование оплаты труда через тарифные соглашения и коллективные договоры, опирающиеся на обоснованную оценку сложности труда. Нуждается в пересмотре действующая методика оценки сложности труда работников различных отраслей народного хозяйства, в которой традиционно занижена оценка труда врачей, учителей. Внесение соответствующего изменения поддержало бы признание профессионального мастерства и статуса женщин.

В связи с вышеизложенным актуальным представляется принятие федерального закона о введении общего социального норматива соотношения оплаты труда в бюджетной и небюджетной сферах.

Необходимо устанавливать тарифную ставку 1-го разряда Единой тарифной сетки и коэффициенты тарифных разрядов федеральным законом, а не постановлением Правительства Российской Федерации, как это осуществляется сейчас.

3. 3. Право на безопасные условия труда

Проблемы, связанные с охраной труда на производстве, касаются всех работников независимо от пола.

В настоящее время из всех занятых в материальном производстве 40 процентов работников (в том числе женщин) трудятся на тяжелых работах либо подвергаются воздействию вредных и опасных производственных факторов. Такое положение сложилось вследствие низкого уровня технической оснащенности производства, применения устаревших технологий, крайней изношенности машин, механизмов и оборудования, недостаточного обеспечения средствами индивидуальной и коллективной защиты, вследствие существенного сокращения возможностей организаций осуществлять финансирование мероприятий по охране труда, а также вследствие отсутствия должного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда. В результате около 360 тысяч человек на производстве ежегодно получают травмы, из них 7,6 тысячи погибают, а 14 тысяч становятся инвалидами. Продолжает значительно увеличиваться профессиональная заболеваемость. Наибольший вред воздействие вредных и опасных производственных факторов причиняет здоровью женщин, особенно в период беременности, вызывая рождение детей с глубокой недоношенностью и врожденными пороками развития, что в свою очередь приводит к младенческой заболеваемости и смертности, детской инвалидности.

Сложившаяся ситуация связана также с тем, что не создана соответствующая новым экономическим и трудовым отношениям система управления охраной труда, отсутствуют экономические механизмы, побуждающие работодателей соблюдать требования охраны труда, не действует система обязательного обучения работников безопасным приемам труда, практически не финансируются федеральные, территориальные и отраслевые программы улучшения условий труда, на предприятиях сокращаются или полностью ликвидируются службы охраны труда, и, что очень важно, не введено обязательное страхование работников от несчастных случаев на производстве и от профессиональных заболеваний.

Известно, что существуют специфические проблемы использования труда женщин на тех или иных работах. В законодательстве Российской Федерации предусмотрено существенное ограничение видов работ, на которых может быть использован труд женщин. Не допускается применение труда женщин на работах с вредными и опасными условиями труда, за исключением нефизических работ или работ по санитарному и бытовому обслуживанию. Это делается в интересах сохранения здоровья женщин и их будущих детей, обусловливающего здоровье всего населения и сохранение генофонда.

Однако, несмотря на указанные запреты и ограничения, в неблагоприятных условиях работает 3,5 миллиона женщин, а 285 тысяч * в особо тяжелых и вредных условиях. Из сорока проверенных Генеральной прокуратурой Российской Федерации предприятий на каждом шестом выявлены нарушения законодательства в отношении беременных женщин, которые привлекались к работе в ночное время, незаконно увольнялись с работы. Следовательно, задача усиления охраны труда женщин остается актуальной.

Вместе с тем запрещение применения труда женщин на работах с вредными и опасными условиями, а также на подземных работах в какой-то мере ограничивает их право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (статья 37 Конституции Российской Федерации).

С учетом состояния охраны труда, реального отсутствия ответственного и законопослушного работодателя представляется, что в ближайшей перспективе целесообразно сохранить Список производств, профессий и работ с вредными и тяжелыми условиями труда, на которых запрещается применение труда женщин. Вместе с тем указанный Список следует существенно пересмотреть и установить более гибкий порядок его применения. В частности, в случае улучшения технико-технологических и санитарных условий на производстве руководство предприятий при поддержке профсоюзов может получить разрешение органов трудовой инспекции на неприменение указанного Списка. В дальнейшем по мере нормализации финансово-экономического положения предприятий, укрепления и расширения функций органов по труду, введения обязательного страхования здоровья работников от воздействия неблагоприятных факторов представится возможность перейти от запретительных мер к составлению перечня вредных и опасных производственных факторов, при возникновении которых ограничивается применение труда женщин и мужчин.

Создание этих предпосылок сделает необходимым пересмотр положений статьи 6 Основ законодательства Российской Федерации об охране труда относительно запрета на использование труда женщин детородного возраста на тяжелых работах и работах с вредными условиями труда. Несмотря на законодательно утвержденное перенесение сроков введения в действие этой статьи с 1996 года на 2000 год (Федеральный закон *О внесении изменения в пункт 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации *О порядке введения в действие Основ законодательства Российской Федерации об охране труда*), в целом позиция постепенного свертывания запретительных мер по применению женской рабочей силы не определена. Для этого не созрел комплекс социально-экономических условий.

3. 4. Право на образование и повышение квалификации

Реализация равных прав на образование и повышение квалификации мужчин и женщин должна находить свое конкретное воплощение в программах профессиональной ориентации, профессионального обучения и переподготовки.

Девушки, как правило, опережают юношей в учебе, однако их профессиональный выбор ограничен. До сих пор девочек ориентируют на *женские профессии*, на работу по дому, на выполнение семейных обязанностей.

Сегрегация, существующая в сфере труда, отражается на профессиональной ориентации и в дальнейшем на системе профессионального обучения. Права в области получения образования ограничиваются Списком производств, профессий и работ с вредными и тяжелыми условиями труда, на которых запрещается применение труда женщин. По профессиям, входящим в указанный Список, женщины профессиональной подготовки не получают. Однако в соответствии с требованием статьи 5 Федерального закона *Об образовании* ограничение прав граждан на профессиональное образование может быть установлено только законом, а не ведомственным нормативным актом.

В связи с этим следует обратить внимание на необходимость преодоления ограничений в обучении женщин воинским профессиям, профессиям, используемым в гражданской авиации, на флоте, в автоматизированных комплексах управления в энергетике, металлургии.

В настоящее время женщины ограничены в возможности выбора профессии и переподготовки. Подавляющее число программ обучения, предлагаемых службой занятости, * это курсы переобучения традиционным *женским* профессиям, как правило не требующим высокой квалификации и уровня образования, таким, как швея, парикмахер, воспитатель детского сада, пекарь и другие.

Обеспечение равных возможностей для реализации права на образование и повышение квалификации требует, чтобы профессиональная ориентация девушек имела целенаправленный характер, учитывающий баланс интересов и требований развивающегося рынка труда и интересов и требований самих девушек. Это должно быть отражено в программах занятости населения, особенно в разделе *Занятость женщин*, и в программах по созданию и сохранению рабочих мест.

Для решения упомянутой выше проблемы необходима комплексная кадровая политика государства, учитывающая перспективы общественного развития и структурную перестройку экономики. Принимая во внимание, что отдельные мероприятия по подготовке и переподготовке женской рабочей силы, предусмотренные различными программами, имеют временный характер действия и повышение уровня производства предъявляет высокие требования к профессиональному мастерству работников независимо от пола, а также тот факт, что структурные преобразования экономики потребуют соответствующей профессионально-квалификационной структуры кадров, следует разработать федеральный закон о системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в Российской Федерации.

Данный федеральный закон должен признать важность и необходимость проведения целенаправленной государственной кадровой политики, в нем необходимо предусмотреть направления формирования системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, включая:

  • создание и развитие структур профессиональной ориентации населения;
  • меры повышения профессионального уровня кадров;
  • средства государственного воздействия на качество подготовки кадров;
  • создание системы государственного заказа на подготовку и переподготовку кадров для приоритетных отраслей и сфер деятельности;
  • источники финансирования подготовки и переподготовки кадров.

Особые меры поддержки в получении профессионального образования и повышении квалификации должны быть предусмотрены для лиц, испытывающих трудности при решении этого вопроса, в том числе для женщин, имеющих перерыв в работе в связи с рождением и воспитанием ребенка, и для других лиц с семейными обязанностями.

Законодательное регулирование профессионального обучения и переподготовки кадров позволит придать организации обучения комплексный, перспективный, с точки зрения экономических процессов, характер, учитывающий тенденции рынка труда с его половозрастной спецификой.

3. 5. Право на социальное страхование и социальное обеспечение

Право на социальное страхование и социальное обеспечение * важнейшее конституционное право граждан Российской Федерации независимо от пола. Применительно к женщинам проблема состоит в том, чтобы определить основные направления организации социального страхования и обеспечения как элементов социальной защиты и привести их в соответствие с социальной политикой государства, учитывая степень участия женщин в общественном труде и необходимость выполнения ими репродуктивной функции и семейных обязанностей.

Совмещение женщинами профессиональных и семейных обязанностей может вызвать у женщин возрастание риска отказа от профессиональной деятельности и, следовательно, попадание в зависимость либо от систем социального обеспечения и страхования, либо от дохода супруга. Кроме того, затраты, связанные с возвращением на работу, а также нехватка детских учреждений вынуждают многих работников, особенно женщин, продолжать жить на социальные пособия вопреки желанию возобновить свою трудовую деятельность.

Задача законодателя сводится к определению правового механизма использования возможностей системы социального страхования в регулировании масштаба и направлений социальной поддержки женщин и/или трудящихся с семейными обязанностями, которые вовлечены в сферу труда и занятости в народном хозяйстве и домашнем хозяйстве.

Среди проблем социального обеспечения применительно к женщинам есть такие, на которых следует остановиться особо.

В первую очередь это проблема пенсионного возраста женщин и наличия у них льгот. Целесообразно сохранить законодательные нормы, устанавливающие назначение пенсии на льготных основаниях женщинам, родившим пять и более детей и воспитавшим их до восьми лет, а также матерям детей-инвалидов, воспитавшим их до того же возраста. За такими женщинами должно быть сохранено право уходить на пенсию по достижении 50 лет и при общем трудовом стаже не менее 15 лет (статья 11 Закона Российской Федерации *О государственных пенсиях в Российской Федерации*). Также должны быть сохранены пенсионные льготы женщинам, работавшим в текстильной промышленности, на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью, а также женщинам, работавшим в качестве трактористов-машинистов в сельском хозяйстве, рабочих отдельных специальностей в строительстве, по другим профессиям, перечисленным в статье 12 Закона Российской Федерации *О государственных пенсиях в Российской Федерации*. В ходе пенсионной реформы в трудовом стаже следует сохранить учет времени отпуска по уходу за ребенком.

Кроме того, считаем необходимым проработать механизм выплаты ежемесячных пособий на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет матерям (другим лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком), которые до рождения ребенка не работали, не были студентами. Полагаем, что по мере выхода из экономического кризиса и бюджетного оздоровления в систему социального страхования следует ввести неработающих и неучащихся матерей (лиц, фактически осуществляющих уход за ребенком), имеющих детей в возрасте до полутора лет, в целях выплаты им пособия на детей.

Размер ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет должен поэтапно приближаться к размеру прожиточного минимума. Такой подход подкрепляется мерами увеличения солидарного участия работников в формировании средств социального страхования, которые предусмотрены в Программе социальных реформ в Российской Федерации на период 1996 * 2000 годов. Это позволит материально поддержать семью в наиболее острый период, когда ребенок нуждается в материнском воспитании, снизить давление женщин (лиц с семейными обязанностями) на рынок труда.

Следует отметить, что действия органов исполнительной власти по введению вместо взносов на социальное страхование единого социального налога, взимаемого с предприятий вначале в федеральный бюджет, а затем в централизованный Фонд социального страхования, влияют на действующие права и гарантии в указанной области, так же как влияют на это и различные ограничения соответствующих выплат.

В части охраны труда необходимо принять федеральный закон об обязательном страховании от несчастных случаев и причинения вреда здоровью на производстве, в котором установить дифференциацию страховых тарифов в зависимости от степени неблагоприятного воздействия производства. Эта мера должна стимулировать работодателя к уменьшению числа работ с профессиональным риском для здоровья работника. *Сетку* тарифов страховых взносов следует разработать так, чтобы работы, отрицательно сказывающиеся на репродуктивной функции работников и деторождении женщин, попали в список работ, меры по улучшению условий которых будут признаны первоочередными.

3. 6. Права трудящихся с семейными обязанностями

Роль, место и положение женщин как трудящихся с семейными обязанностями на рынке труда и реализация ими своих прав во многом определяются возможностями совмещения профессиональной деятельности и семейных обязанностей, степенью развития социально-бытовой инфраструктуры, стереотипами в распределении семейных обязанностей. Подобные стереотипы в определенной мере закрепляла патерналистская политика в отношении женщин, проводимая на протяжении многих лет и строящаяся на предоставлении льгот, введении комплекса запретов и специального регулирования, которые обеспечивают и подчеркивают особый статус женщины. На практике это порождало дискриминацию в скрытой форме.

В настоящее время трудовое законодательство в значительной степени ориентировано на работника, не обремененного семейными обязанностями. Продвижение по служебной лестнице зачастую связано с необходимостью работы сверх нормированного рабочего времени или с повышенной интенсивностью. В то же время наиболее важный для профессиональной карьеры отрезок времени, как правило, совпадает с периодом появления в семье малолетних детей и перегрузками в выполнении домашних дел. В этих условиях женщины, на плечи которых указанные проблемы ложатся в первую очередь, теряют профессиональные навыки и конкурентоспособность на рынке труда.

Для полноценной реализации каждым гражданином своих социально-трудовых прав необходимо формировать новые подходы, ориентированные на то, что основная масса работников (мужчин и женщин) * это трудящиеся с семейными обязанностями, имеющие ответственность друг перед другом и перед обществом за семью и детей.

Первым шагом к решению этой проблемы должно стать изменение подхода к определению круга лиц, нуждающихся в социальных гарантиях в связи с осуществлением ими семейных обязанностей. Исходя из одинаковой ответственности родителей за воспитание детей необходимо перейти от предоставления льгот женщинам к предоставлению льгот родителям или работникам с семейными обязанностями, внеся соответствующие изменения в Кодекс законов о труде Российской Федерации (либо учесть вышеизложенное при разработке Трудового кодекса Российской Федерации). Основой для такого решения должна стать ратификация и реализация Конвенции Международной Организации Труда * 156 *О равном обращении и равных возможностях мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями*.

3. 6. 1. Социальные гарантии работникам в связи с рождением ребенка

Законодательством Российской Федерации установлен комплекс мер, направленных на защиту материнства и отцовства. Это защита беременных женщин от безработицы и обязательное их трудоустройство при возникновении ситуаций, когда сохранить рабочее место невозможно, охрана труда беременных женщин, матерей, имеющих детей в возрасте до одного года, предоставление перерывов для их кормления. Установлены пособия по уходу за больным ребенком. Указанным пособием может пользоваться любой член семьи.

Эволюция законодательства Российской Федерации в части предоставления социальных гарантий работникам, имеющим детей, нацелена на установление действительного равноправия женщин и мужчин, обеспечение равных возможностей, постепенную отмену специальных мер для женщин. Так, если до 1990 года отпуск по уходу за ребенком (до достижения им возраста одного года) имела только мать, то в настоящее время этим правом может пользоваться любой член семьи, причем указанный отпуск продлен до достижения ребенком возраста трех лет.

Однако женщины, фактически использовавшие отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, более уязвимы в своих трудовых правах. После выхода из отпуска они в наибольшей степени подвержены риску быть уволенными, так как объективно потеряли профессиональные навыки, их знания устарели. Косвенно этот вывод подтверждается и тем, что доля женщин, воспитывающих несовершеннолетних детей, среди безработных почти в два раза выше, чем среди безработных мужчин. Один из механизмов решения этой проблемы назван в разделе 3. 1 (но этого недостаточно). Видимо, более равномерное разделение обязанностей в семье и домашнем хозяйстве между женщинами и мужчинами должно лечь в основу таких программ, которые могли бы повысить интерес мужчин к уходу в *родительский* отпуск. Законодательством должны быть установлены определенные гарантии для семей, в которых *родительским* отпуском пользуется и мужчина. Такая практика полностью оправдала себя в Скандинавских странах.

Предоставление отпуска по уходу за ребенком для обоих родителей должно подкрепляться политикой выплаты соответствующих социальных пособий. Компенсация расходов в связи с перерывом в работе может осуществляться через механизм, позволяющий сохранить квалификацию на прежнем уровне или повысить ее в целях возвращения на прежнее рабочее место.

3. 6. 2. Развитие социально-бытовой инфраструктуры

Уровень развития социально-бытовой инфраструктуры определяет необходимые условия нормальной жизнедеятельности семьи и совмещения профессиональных и семейных обязанностей и указывает на большие резервы создания без существенных капитальных вложений дополнительных рабочих мест на малых предприятиях всех форм собственности, на которых отсутствуют особые препятствия к применению гибких форм организации труда, в том числе посредством использования надомного труда и труда на условиях неполного рабочего времени.

Происходящее в последние годы стремительное разрушение системы дошкольного и внешкольного воспитания детей, свертывание деятельности предприятий службы быта, учреждений здравоохранения и культуры увеличило нагрузку на женщин и в определенной степени отразилось на снижении их конкурентоспособности на рынке труда.

С точки зрения правового решения этой проблемы выход видится во внесении дополнений в Федеральный закон *Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации* в части определения финансовой базы для реализации предусмотренного указанным Федеральным законом обязательного перечня услуг, оказываемых гражданам государственными социальными службами, путем установления фиксированного норматива расходов на эти цели в бюджетах всех уровней.

Законодательство Российской Федерации в отношении развития социально-культурной сферы должно решать в перспективе следующие задачи:

  • не допустить массовую коммерциализацию социально-культурной сферы и сервиса, принять федеральный закон об ограничениях на изменение профиля использования объектов социального назначения или прекращение их использования;
  • регулировать тарифы на услуги, предоставляемые населению предприятиями сферы услуг;
  • усилить поощрение предпринимателей, содержащих и развивающих за счет собственных доходов сферу социального обслуживания работников и членов их семей;
  • побуждать органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, а также предприятия к развитию доступной для населения сети предприятий социально-культурной сферы, стимулировать работодателей к проведению мероприятий по оказанию помощи семьям работников в уходе за детьми (содержание детских садов, организация отдыха детей, создание сети услуг по уходу за детьми и другое). Это одно из звеньев создаваемой ныне системы социального партнерства предпринимателей, работников или их объединений и органов власти разных уровней в трудовых отношениях, то есть системы социального партнерства с экономически активной частью населения, как правило имеющей детей.

3. 7. Право на предпринимательскую деятельность

В данном разделе предпринимательство рассматривается с позиций реализации права человека на свободу занятий и самообеспечение.

Предпринимательская деятельность женщин * новое явление в социально-экономическом развитии страны. По оценкам экспертов, в настоящее время женщины составляют 8 * 12 процентов от общего числа предпринимателей, возглавляющих предприятия различных форм собственности. Более 45 процентов предприятий от общего числа предприятий, возглавляемых женщинами, имеют строгую социальную направленность: на них создаются рабочие места, обучаются, трудоустраиваются безработные и многодетные родители, одинокие матери, женщины, имеющие малолетних детей, и тому подобное.

Предпринимательская деятельность в целом поддерживается государством и регулируется органами законодательной и исполнительной власти. В период с 1991 по 1996 год вступил в силу ряд нормативных актов, направленных на развитие различных аспектов предпринимательства в нашей стране. Однако за время проведения экономических реформ не разработан ни один нормативный или законодательный акт, ни одна целевая программа поддержки предпринимательских инициатив женщин.

В экономически развитых странах наблюдается прямо противоположное отношение к предпринимательским инициативам женщин, особенно в сфере малого бизнеса. В рекомендациях Европейского экономического сообщества правительствам всех государств предлагается принимать специальные программы и создавать государственные структуры по поддержке инициатив женщин в сфере предпринимательства. Во многих странах для женщин созданы поощрительные условия ведения собственного дела в сочетании с выполнением семейных обязанностей.

В нашей стране женщины вынуждены действовать без поддержки государства в преимущественно мужской предпринимательской среде, сумевшей перераспределить ресурсы и собственность в свою пользу. При такой ситуации права женщин в части реализации предпринимательских инициатив фактически дискриминируются по ключевым позициям: аренде производственных помещений, приобретению оборудования и сырьевых ресурсов, получению кредитов и иным позициям. Большинство опрошенных женщин-предпринимателей указали на дискриминацию при решении производственных и финансовых вопросов, а также на то, что при решении деловых проблем участились случаи склонения женщин к сексуальным отношениям. Накопившиеся проблемы в данной области указывают на необходимость разработки государственного механизма реализации права женщин на предпринимательскую деятельность. С позиций законодательного обеспечения такого механизма представляется целесообразным разработка проекта федерального закона о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон *О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации* в части, касающейся прав женщин-предпринимателей.

При этом законодательная политика в сфере вовлечения женщин в предпринимательскую деятельность должна предусматривать комплекс мер, направленных на:

  • обеспечение благоприятных условий для создания рабочих мест и получения трудового дохода преимущественно для женщин, в первую очередь с ограниченной трудоспособностью, многодетных матерей, матерей, имеющих малолетних детей, детей-инвалидов и т. д. ;
  • создание новых форм вовлечения женщин в трудовую деятельность (надомный труд, индивидуальная трудовая деятельность, семейное производство и т. д. );
  • разработку для предприятий, созданных женщинами, особую систему государственных гарантий по кредитам.

Механизм государственной поддержки женских предпринимательских инициатив должен предусматривать и комплекс неотложных мер со стороны органов исполнительной власти, в том числе:

  • разработку и принятие постановления Правительства Российской Федерации о мерах государственной поддержки женского предпринимательства;
  • внесение изменений и дополнений в Федеральную программу государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации в части усиления поддержки женщин-предпринимателей;
  • создание в составе Департамента поддержки и развития малого предпринимательства Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур подразделения, функцией которого являлась бы поддержка женщин-предпринимателей.

3. 8. Совершенствование механизмов регулирования социально-трудовых отношений

Трансформация отдельных механизмов регулирования социально-трудовых отношений требует организации и проведения гендерной (социально-половой) экспертизы (в том числе, на этапе разработки) в связи с тем, что антидискриминационная экспертиза формируемого ныне правового пространства не менее актуальна, чем финансовая оценка проектов нормативных правовых актов. С этих позиций необходимо проанализировать уже принятые законы и подзаконные акты. Требует совершенствования методика Министерства труда и социального развития Российской Федерации по определению прожиточного минимума в части половых и возрастных различий применительно к нормам потребления работающих. Нельзя одобрить и принятие отдельных отраслевых законов о повышении заработной платы (к примеру, для работников сферы образования) вместо введения обязательного соотношения оплаты труда в бюджетной и коммерческой сферах. Это же касается и законодательства в области приватизации, при проведении которой практически не учитывается специфика занятости мужчин и женщин, особенно в сельской местности. Следует пересмотреть положение о кормильце, которое позволяет забрать в армию единственного сына вдовы или разведенной женщины. Если для работницы, имеющей маленького ребенка, существует гарант в случае ликвидации предприятия (орган социальной защиты), то для остальных женщин (да и мужчин) такого гаранта пока нет.

Крайне важно, чтобы применение адресного подхода к оказанию социальной помощи семьям с детьми, имеющим доходы несколько выше прожиточного минимума, но ниже минимального потребительского бюджета, не привело к резкому ухудшению положения таких семей. В этом отношении необходимо скоординировать проведение в настоящее время Правительством Российской Федерации социально-экономической реформы, в том числе направленной на сокращение выплат по социальному страхованию и преобразование других форм социальной защиты работников и иждивенцев.

При решении вопроса об обеспечении равных прав и равных возможностей мужчин и женщин необходимо иметь в виду, что в законодательстве Российской Федерации есть нормы, прямо регулирующие правовой статус женщин, а также нормы, которые воздействуют на положение женщин опосредовано. И те, и другие нормы существуют в отношении найма на работу, установления цен на лекарства, детские учебники, детское питание, тарифов оплаты содержания детей в детских учреждениях, минимальных гарантий доходов (законы о прожиточном минимуме, об индексации пенсий и заработной платы, об ответственности за невыплату заработной платы, о пособиях гражданам, имеющим детей, и другие законы). Такие нормы существуют также в нормативных актах о поддержке малого предпринимательства и самозанятости, о льготах по налогам (на иждивенцев, на детские и иные социальные учреждения, на благотворительность и прочее). Процесс воздействия на решение гендерных проблем в обществе должен включать в себя прямое и косвенное правовое регулирование.

Вопросы улучшения положения женщин в сфере труда во многом могут решаться путем использования системы коллективных договоров и соглашений. Возможности социального партнерства для решения данных вопросов велики, но еще недостаточно оценены в нашем обществе. В странах с развитыми системами рыночной инфраструктуры и социально-трудовых отношений многие вопросы, которым посвящена Концепция, решаются на уровне трехсторонних договоров. В деятельности Международной Организации Труда (МОТ) уже давно одним из важнейших направлений является совершенствование системы договоров между властными структурами, работодателями (их объединениями) и работниками (их объединениями) в части удовлетворения интересов женщин и/или лиц с семейными обязанностями в сфере труда.

Механизмом трехсторонних, а также двусторонних договоров и соглашений можно достичь таких форм взаимоотношений, которые обеспечат баланс интересов территорий, работодателей и работников дифференцированно по половым и возрастным различиям. Договоры и соглашения могут влиять на формирование кадровой политики.

Для обеспечения равенства возможностей мужчин и женщин в сфере занятости в ряде случаев необходимо квотирование рабочих мест. Его целесообразно применять при массовых увольнениях, чтобы исключить увольнение преимущественно женщин. Механизм квотирования следует использовать также при обеспечении рабочими местами социально уязвимых на рынке труда работников, в том числе всех единственных кормильцев в семье. Необходимо использовать положения Закона РСФСР *О занятости населения в Российской Федерации*.

Стимулирование работодателей к действиям, исключающим дискриминацию в сфере труда и занятости, должно дополняться усилением их ответственности за противоправные действия. Законодательно необходимо предусмотреть, в частности, следующие меры:

  • возмещение работодателем вреда при доказанности факта дискриминации женщин;
  • возложение на работодателя обязанности доказывания отсутствия дискриминационных мотивов в его действиях.

Наряду с этим в субъектах Российской Федерации и органах местного самоуправления должно быть организовано консультирование женщин по вопросам их прав и порядка их защиты.

В антидискриминационных целях наиболее перспективным видом воздействия на работодателей предприятий всех форм собственности является экономическое воздействие, в том числе поощрение за счет дифференциации страховых тарифов и налогов, процентов по кредитам, что может улучшить условия трудоустройства граждан, имеющих маленьких детей. Большую роль может также сыграть соответствующий порядок аренды, лизинга, франчайзинга и т. д. Для этого потребуется внести изменения в трудовое законодательство, налоговое законодательство, законодательство о страховании, пересмотреть финансовую политику государства. Эффективное экономическое макрорегулирование должно включать в себя учет гендерной составляющей на пути продвижения к обществу равных возможностей.

4. Предотвращение насилия и личная безопасность