|
|
законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин 4. Предотвращение насилия и личная безопасностьНасилие в России приобретает угрожающие масштабы. В результате ущемляются конституционные права и свободы личности и создается реальная угроза безопасности общества в целом. Проблема требует безотлагательного решения, для реализации которого необходим комплекс неотложных мер, направленных на:
4. 1. Неприкосновенность личности Соблюдение принципа неприкосновенности личности связано прежде всего с соблюдением конституционных принципов функционирования демократического общества: права на безопасную жизнь, свободу и охрану достоинства человека и гражданина. Эти принципы соблюдаются явно недостаточно. Одной из важнейших особенностей указанной проблемы является тот факт, что женщины все чаще становятся объектом насильственных действий во всех сферах жизнедеятельности (в семье, на работе, в общественных местах). По данным Министерства внутренних дел Российской Федерации в 1996 году зарегистрировано более 610 тысяч преступлений, жертвами которых стали женщины. Это почти четверть всех зарегистрированных преступлений в стране. В 1996 году преступления в отношении женщин совершались по следующим мотивам: корыстные побуждения * 131 тысяча; хулиганские действия * 53 тысячи; ревность, ссоры и другие бытовые причины * 78 тысяч; сексуальные побуждения * 4 тысячи. Важно подчеркнуть, что данные Министерства внутренних дел Российской Федерации дают представление только о надводной части айсберга, то есть констатируют число преступлений, связанных с применением насилия в отношении женщин. В силу различных причин женщины, прежде всего жертвы сексуальных домогательств, а также женщины, потерпевшие от насилия в семье, не всегда обращаются в правоохранительные органы с заявлением о привлечении к ответственности виновных. Данные социологических опросов показывают, что более 40 процентов жертв насилия не обращаются в правоохранительные органы из-за неверия в их возможности раскрыть преступление. Следует отметить, что в период социально-экономического кризиса, усиления криминогенной обстановки в стране появляются и принципиально новые мотивы преступлений, связанных с применением насилия в отношении женщин. Девушки и молодые женщины становятся объектами похищения, перепродажи в притоны разврата, жертвами сексуальных домогательств на работе. Увеличивается число женщин, занимающихся проституцией. Жертвами насилия становятся женщины в чрезвычайных ситуациях, во время межнациональных, религиозных и военных конфликтов, а также женщины * беженцы и временные переселенцы. Отсутствие государственной статистики по указанным вопросам не позволяет реально оценить масштабы данного явления. Несмотря на то, что нарушения прав женщин на личную безопасность, свободу и охрану достоинства приобретают значительное распространение в обществе, до настоящего времени эта проблема не получила должной оценки со стороны государства. Необходим комплекс срочных мер, принимаемых законодательной и исполнительной властью, по пресечению насилия в отношении женщин. 4. 1. 1. Международный опыт по предотвращению насилия в отношении женщин Проблема насилия в отношении женщин не является локальной, характерной исключительно для российского государства. Этой проблеме приоритетное внимание уделяют вся мировая общественность и правительства иностранных государств. Наиболее важные решения по этой проблеме были приняты на Всемирной конференции по правам человека (Вена, 1993 год), в Декларации об искоренении насилия в отношении женщин, принятой Генеральной Ассамблеей ООН (1993 год), в Декларации и Платформе действий, принятых на IV Всемирной конференции по положению женщин (Пекин, 1995 год), в рекомендациях IX Конгресса ООН *По предупреждению преступности и обращению с правонарушителями* (Каир, 1995 год) и в других международных документах. В частности, Генеральная Ассамблея ООН от лица международного сообщества рекомендовала правительствам всех стран осудить насилие в отношении женщин и безотлагательно приступить к его искоренению всеми надлежащими средствами, в том числе путем:
Вышеназванные меры должны быть положены в основу государственной политики правительств различных стран, в том числе и России. 4. 1. 2. Комплекс государственных мер, обеспечивающих неприкосновенность личности При разработке мер, обеспечивающих конституционные права граждан на безопасную жизнь, свободу и охрану достоинства, следует учитывать, что:
Во вступившем в действие с 1 января 1997 года Уголовном кодексе Российской Федерации ужесточена ответственность за умышленные преступления против жизни, здоровья и половой неприкосновенности граждан, в том числе за:
В отдельную норму выделена ответственность за организацию или содержание притонов для занятий проституцией. Принятие нового уголовного законодательства, отвечающего современным социальным потребностям российского общества и криминогенной ситуации в стране, означает, что важнейшей задачей в области борьбы с преступностью становится правоприменительная практика, в основе которой * неотвратимость ответственности виновных. В то же время анализ Уголовного кодекса Российской Федерации свидетельствует о наличии некоторых ошибочных решений, что вызывает необходимость внесения в него изменений и дополнений, в частности установления ответственности за:
В Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации должны быть предусмотрены нормы, расширяющие права потерпевших в процессе уголовного судопроизводства (право на обжалование в суд решений органов расследования, право на поддержание обвинения, право на судебную защиту и другие права). Требует законодательного подкрепления и система мер, гарантирующих социальную поддержку лиц, потерпевших от преступных действий. 4. 2. Предотвращение насилия в семье Насилие в семье как в основной ячейке общества подрывает основы не только жизнедеятельности семьи, но и нарушает безопасность общества в целом. Под насилием в семье понимают любые умышленные действия одного члена семьи в отношении другого, если эти действия ущемляют конституционные права и свободы члена семьи как гражданина и наносят ущерб его физическому, психическому или моральному состоянию. Важнейшими особенностями представленной проблемы как глубинного социального процесса, связанного с криминализацией семейных отношений, являются: многогранность форм насилия в семье (физическое и сексуальное насилие, угрозы убийством и причинением вреда здоровью, доведение до самоубийства путем жестокого обращения с потерпевшим, принуждение к потреблению алкоголя, наркотических средств, к занятию проституцией); расширение круга потерпевших от насильственных действий, от которых страдают не только супруги, но и дети, престарелые родители, другие родственники. При этом в наибольшей степени жертвами насилия в семье становятся женщины, несовершеннолетние дети. В связи с закрытым характером семьи и явной недооценкой государством того факта, что безопасность семьи является основой безопасности общества в целом, ни в бывшем Советском Союзе, ни в современной России не было и нет официальной статистики по вопросам насилия в семье. По материалам научных исследований установлено, что насилие в той или иной форме наблюдается в каждой четвертой семье; около 30 процентов от общего числа умышленных убийств совершается в семье; половине всех преступлений, связанных с бытовыми мотивами (ревностью, алкоголизмом, хулиганством), предшествуют длительные семейные ссоры. Следствием широкого проникновения насилия в жизнь семьи является распад семей, снижение уровня семейного воспитания. Именно это порождает детскую безнадзорность, стимулирует правонарушения несовершеннолетних. Подростки вовлекаются в пьянство, в занятие проституцией, в группы, совершающие тяжкие преступления. Ежегодно около 2 миллионов детей в возрасте до 14 лет избиваются родителями. Для 10 процентов этих детей исходом становится смерть, а для 2 тысяч детей * самоубийство. Более 50 тысяч детей в течение года уходят из дома, спасаясь от собственных родителей, а 25 тысяч несовершеннолетних находятся в розыске. Представленные выше материалы позволяют сделать вывод о необходимости разработки государственного механизма предотвращения насилия в семье. 4. 2. 1. Комплекс государственных мер, обеспечивающих предотвращение насилия в семье Проблема предотвращения насилия в семье рассматривается нами как комплексная проблема, включающая:
5. Охрана репродуктивного здоровья, материнства и отцовства |