N1
1998 г.
Архив журналов | Содержание _
КОНЦЕПЦИЯ
законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин

5. Охрана репродуктивного здоровья, материнства и отцовства


В последние годы отмечается тенденция ухудшения состояния здоровья населения России. Коммерциализация сферы медицинских услуг, проблемы становления страховой медицины, децентрализация службы профилактики заболеваний ведут к тому, что все большему числу граждан становится недоступной квалифицированная медицинская помощь, в том числе в сфере репродуктивного здоровья.

Игнорируются права граждан на защиту своего здоровья и здоровья своих детей, право самостоятельно и ответственно принимать решение о количестве детей, сроках их рождения и располагать для этого соответствующей информацией, а также право на получение высококвалифицированной медицинской помощи в вопросах гигиены половой жизни и деторождения.

Официальная статистика показывает, что в 1996 году сократилось число коек (врачебных и акушерских) для беременных женщин, рожениц и гинекологических больных. Потребность здравоохранения в лекарственных средствах в 1996 году была удовлетворена на 62 процента. При сокращении мощностей отечественной медицинской промышленности растет зависимость от зарубежных поставок медицинских препаратов и медикаментов. Такие препараты и медикаменты становятся недоступными для медицинских учреждений и для огромного большинства (до 70 процентов) населения.

Как следствие, растет уровень заболеваемости мужчин, женщин и детей * и в целом, и по отдельным болезням. За последние десять лет более чем в три раза выросла численность беременных женщин, страдающих анемией, более чем в два раза * болезнями мочеполовой системы. За этот период на 40 процентов увеличилось число женщин, страдающих токсикозом в поздние сроки беременности. Число осложненных родов увеличилось на 61,3 процента. Наблюдается значительный рост заболеваний репродуктивной системы, приводящих к раннему бесплодию у мужчин. Так, различными формами простатита страдает каждый десятый мужчина в возрасте 30 * 35 лет и каждый четвертый * после сорока лет. Различные отклонения в состоянии здоровья имеют более 50 процентов новорожденных детей и каждый третий подросток. Высокие показатели заболеваемости женщин, абортов и материнской смертности обусловлены также недостаточным применением средств контрацепции.

Несмотря на некоторые положительные тенденции, остается высоким уровень материнской смертности * более 52 случаев материнской смертности на 10 000 живорожденных детей. При этом 30-35 процентов составляет смертность женщин по причине абортов. В это число входят женщины, умершие от внебольничных абортов. По данным Государственного комитета Российской Федерации по статистике, она составляет 68 процентов смертности женщин по причине абортов. Значительное число внебольничных абортов обусловлено высокой стоимостью операции в медицинских учреждениях. Такое большое число абортов (около 3 миллионов ежегодно) свидетельствует об отсутствии эффективной политики государства в сфере охраны репродуктивного здоровья. Усилия государства должны быть направлены не столько на ограничение доступа женщин к бесплатным абортам, сколько на развитие таких медико-социальных служб, деятельность которых позволит одним мужчинам и женщинам предотвратить нежелательную беременность, другим * дождаться рождения желанных детей.

Согласно Закону РСФСР *О медицинском страховании граждан в РСФСР* и утвержденному Министерством здравоохранения Российской Федерации Перечню медицинских услуг, покрываемых за счет средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования, производство аборта по желанию женщины при сроке беременности до 12 недель должно финансироваться из средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Однако из-за недостаточного финансирования региональных отделений указанного Федерального фонда бесплатный аборт фактически недоступен для многих женщин.

Также следует отметить, что ориентированность существующих служб здравоохранения прежде всего на поддержание женской фертильности ведет к недооценке важности охраны здоровья женщин нефертильных возрастных групп (девочки, пожилые женщины).

В статье 41 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого гражданина на охрану здоровья и медицинскую помощь. Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Кодексом законов о труде Российской Федерации определены государственные гарантии и права беременных женщин. В период беременности женщины в соответствии с медицинскими заключениями должны переводиться на другую, более легкую работу, с сохранением среднего заработка по прежнему месту работы. Для 67 отраслей и подотраслей промышленного и сельскохозяйственного производства разработаны гигиенические рекомендации по рациональному трудоустройству беременных женщин.

Установленная законом продолжительность отпуска по беременности и родам составляет 140 дней при нормальных родах, 156 дней при осложненных родах, 194 дня при рождении двух или более детей. Для обеспечения своевременной диспансеризации беременных женщин введено разовое единовременное пособие всем женщинам, ставшим на учет в женской консультации в срок до 12 недель беременности. Сумма этого пособия с 1 января 1997 года составляет 100 процентов минимального размера оплаты труда.

В связи с отсутствием действенных механизмов реализации правовых норм по охране труда и материнства положения существующих законов выполняются неудовлетворительно.

Серьезные нарушения выявляются при трудоустройстве беременных женщин. Это во многом связано с разрушением систем охраны труда на предприятиях и медицинского обслуживания работников, в том числе женщин, с прекращением деятельности профсоюзов по контролю за своевременным и рациональным трудоустройством беременных работниц или их переводом на более легкую работу. Боясь потерять работу, женщины, особенно, если они являются единственными кормильцами в семье, сами отказываются от подобного перевода.

Таким образом, право на работу в условиях, отвечающих физиологическим особенностям состояния здоровья беременных женщин, предусмотренное статьей 23 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, не всегда обеспечивается из-за отсутствия механизмов реализации закона. При этом отсутствие достаточного финансирования государственных учреждений системы здравоохранения приводит к нарушению конституционного права граждан на бесплатную медицинскую помощь.

Несмотря на предпринимаемые усилия, решение проблем охраны репродуктивного здоровья и планирования семьи в России находится лишь на начальной стадии. Решение данных проблем, наряду с более полной реализацией и дальнейшим развитием соответствующих федеральных целевых программ, требует разработки законодательства об охране репродуктивного здоровья мужчин и женщин.

При этом следует помнить, что проблема планирования семьи не сводится только к планированию деторождения. Особое внимание следует сосредоточить на поддержке молодой семьи, что наиболее важно на этапах ее планирования и становления. Кроме того, необходимо поддерживать и развивать законодательные инициативы, направленные на формирование государственной молодежной политики, выделение молодым семьям жилищных субсидий и так далее (эти проблемы не являются предметом детального рассмотрения в данной Концепции).

Законодательство об охране репродуктивного здоровья мужчин и женщин должно предусматривать решение этих проблем не только в медицинском, но и в более широком социальном аспекте, в общем контексте прав человека. Законодательно должны быть признаны права граждан на свободный репродуктивный выбор, то есть на свободное принятие решений о количестве детей, о времени и периодичности их рождения; на информацию и получение услуг по планированию семьи и охране репродуктивного здоровья; на безопасное материнство, то есть на медико-социальную помощь женщине, сводящую к минимуму риск для ее здоровья и здоровья плода в период беременности, родов и в послеродовой период; на использование вспомогательных репродуктивных технологий; на предупреждение и искусственное прерывание нежелательной беременности и другие. Следует также установить гарантии осуществления этих прав.

Целесообразна работа по дальнейшему совершенствованию законодательства, направленного на социальную поддержку беременных женщин, семей с детьми и так далее.

6. Государственный механизм обеспечения равных прав и равных возможностей мужчин и женщин