|
|
законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин 6. Государственный механизм обеспечения равных прав и равных возможностей мужчин и женщинГосударственный механизм обеспечения равных прав и равных возможностей мужчин и женщин представляет собой совокупность:
В настоящее время вопросами положения женщин на федеральном уровне занимаются: Комиссия по вопросам женщин, семьи и демографии при Президенте Российской Федерации; Комиссия по вопросам улучшения положения женщин (при Правительстве Российской Федерации); Комитет Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи; Департамент по делам семьи, женщин и детей Министерства труда и социального развития Российской Федерации; Управление охраны здоровья матери и ребенка Министерства здравоохранения Российской Федерации, подразделение по реализации программы *Феминология* и *Половое воспитание школьников* Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации и другие. Соответствующие структуры (должности) существуют в органах государственной власти и органах местного самоуправления. Федеральный конституционный закон *Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации* служит основой для создания правообеспечительного механизма контроля за осуществлением конституционных норм, предусматривающих равенство прав и возможностей для их реализации лицами обоего пола. Однако ни одна из вышеперечисленных структур в отдельности, ни все эти структуры вместе взятые не обладают достаточными ресурсами и полномочиями для обеспечения и реализации последовательной политики равных прав и равных возможностей мужчин и женщин. Согласно международным стандартам и рекомендациям государственный механизм и его органы должны:
Таким образом, не в нескольких ведомствах (как это существует в настоящее время), а во всех органах исполнительной власти необходимы подразделения (в одних случаях это должность, в иных * департамент, комитет), в компетенции которых находилось бы обеспечение выработки политики равных прав и равных возможностей мужчин и женщин и контроль за ее проведением. Необходимо, чтобы эти вопросы входили в компетенцию органов исполнительной власти всех уровней и органов местного самоуправления. Координировать их деятельность должен государственный орган, обладающий четким и широким кругом полномочий и обеспеченный бюджетным финансированием. Основой для институционального оформления политики равных прав и равных возможностей мужчин и женщин и должен явиться федеральный закон о равных правах и равных возможностях мужчин и женщин. Этот закон должен получить развитие в виде соответствующих нормативных актов, которые включали бы в себя нормы отраслевого законодательства, конкретизирующие конституционную норму применительно к различным сферам жизни. Закон должен регулировать в первую очередь процессуальные и процедурные стороны реализации принципа равных прав и равных возможностей мужчин и женщин, а также устанавливать порядок осуществления положений отраслевого законодательства. При разработке законопроекта о государственной статистике следует учесть сбор и обработку дезагрегированных по признаку пола статистических данных. Приведение статистических показателей в соответствие с международными стандартами позволит отслеживать реализацию законодательных решений, оценивать эффективность мер исполнительной власти и будет являться одним из механизмов *обратной связи*. 6. 1. Судебный и административный механизмы защиты и обеспечения равных прав и равных возможностей мужчин и женщин. Контроль за соблюдением международных стандартов в области защиты и обеспечения равных прав и равных возможностей мужчин и женщин Одним из важнейших средств обеспечения равных прав и равных возможностей мужчин и женщин является четко отлаженная система судебного контроля за действиями и решениями органов исполнительной власти, а также органов местного самоуправления. Этот аспект проблемы особо важен, поскольку именно органы исполнительной власти призваны обеспечивать права граждан в сфере труда, права на образование, охрану здоровья, отдых, социальное обеспечение, охрану материнства, отцовства, детства и другие права. От того, как организована исполнительная власть, во многом зависит и участие женщин в решении государственных дел в качестве государственных служащих. Проблема судебного контроля за деятельностью администрации (административной юстиции) сравнительно недавно стала объектом внимания законодателей. Наиболее важной вехой явилось принятие Закона Российской Федерации *Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан*. Однако этот Закон разрешил далеко не все вопросы судебной защиты прав граждан. В стране до сих пор не завершена судебная реформа: суды общей юрисдикции крайне перегружены рассмотрением уголовных и гражданских дел, число судей не соответствует потребностям общества, а подготовка нового пополнения судей и увеличение количества судебных инстанций упирается в причины экономического порядка. В связи с этими же проблемами до сих пор не введен институт выборных мировых судей, которые могли бы значительно разгрузить районные, городские суды, ныне рассматривающие абсолютное большинство уголовных, гражданских, трудовых, административных дел, позволить этим судам сосредоточить внимание на более крупных и важных делах. Особое внимание следует обратить на то обстоятельство, что до сих пор на государственном уровне не обсуждалась проблема создания специализированных судов, рассматривающих дела по пенсионным и трудовым спорам, по делам опеки и попечительства и другим. Создание таких судов могло бы способствовать обеспечению законности в сфере охраны прав и свобод граждан. Эти органы могли бы более оперативно влиять и на обеспечение прав женщин в различных сферах общественной жизни. Наряду с усовершенствованием работы судов нельзя отказываться и от административного (внесудебного) механизма защиты прав граждан, поскольку наиболее эффективным может быть сочетание судебного и административного порядка рассмотрения споров граждан с органами исполнительной власти и их должностными лицами и государственными служащими. В этой связи надо особо отметить отсутствие в России федерального закона о порядке рассмотрения обращений (заявлений, жалоб и предложений) граждан органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. До сих пор действуют нормы законодательства СССР в виде указов Президиума Верховного Совета СССР. Необходима разработка закона, определяющего права граждан при рассмотрении обращений, а также ответственность органов исполнительной власти перед гражданами за несвоевременное рассмотрение жалоб или недобросовестное отношение к обращениям граждан. При этом нельзя ограничиться общими указаниями, которые содержатся в Федеральном законе *Об основах государственной службы Российской Федерации*. Следует внести изменения и дополнения в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях с обозначением конкретных видов ответственности и соответствующих видов взысканий, налагаемых на должностных лиц органов исполнительной и муниципальной власти и на государственных служащих за нарушение требований закона об административном порядке рассмотрения обращений граждан. До сих пор не нашло развития в соответствующем федеральном законе положение Конституции Российской Федерации о праве граждан подавать в соответствующие органы государственной власти коллективные обращения. Коллективные обращения * это специфическая форма выражения общественного мнения, интересов определенной социальной группы населения, в том числе одиноких отцов и матерей, воспитывающих детей, женщин-безработных и так далее. В законе должны быть сформулированы определенные требования, предъявляемые к коллективным обращениям, которые направляются Президенту Российской Федерации, в высшие органы законодательной и исполнительной власти, а также установлены порядок оформления, подачи, опубликования коллективных обращений, сроки и порядок их рассмотрения и так далее. 6. 2. Международно-правовой механизм защиты и обеспечения равных прав и равных возможностей мужчин и женщин Конституция Российской Федерации провозглашает право каждого гражданина страны в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. Особое практическое значение эта норма приобретает в связи со вступлением России в Совет Европы, поскольку Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод содержит хорошо отработанный и эффективно действующий механизм обеспечения выполнения вытекающих из указанной Европейской конвенции обязательств государств, ратифицировавших ее. К числу таких обязательств относится исключение дискриминации на основании пола, расы, цвета кожи, языка, религии, политических и иных убеждений и по другим основаниям (статья 14 Конвенции). Органами, рассматривающими такого рода споры, являются Европейская комиссия по правам человека и Европейский Суд по правам человека. При этом Европейская комиссия по правам человека, рассматривающая споры первой инстанции, вправе принимать их к своему производству только в случае, если все внутригосударственные средства правовой защиты были исчерпаны, в течение шести месяцев после даты принятия последнего решения. Следовательно, в этом вопросе требование Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод соответствует положению статьи 46 Конституции Российской Федерации. IV Всемирная конференция по положению женщин (Пекин, 1995 год) признала необходимым усилить международный механизм защиты прав и интересов женщин. В настоящее время Комиссия ООН по положению женщин разрабатывает факультативный протокол к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, устанавливающий право подачи коллективных обращений (петиций) в органы ООН в случае обнаружившихся нарушений Конвенции. Представляется, что активное участие России в процессе разработки факультативного протокола к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин и последующее присоединение к нему явилось бы одной из форм реализации Россией положения части третьей статьи 46 Конституции Российской Федерации. ЗАКЛЮЧЕНИЕ |