Главная Обзор СМИ О сети Журналы База данных Библиотека
 
 

#1 2004 г.

Международное право и национальное законодательство о равноправии женщин

Элеонора Матвеевна Иванова, президент МЖОО "Конверсия и женщины"

История женского вопроса

В цивилизованном правовом государстве соблюдение прав и свобод человека является незыблемой ценностью. Государство должно обеспечивать соблюдение этих прав, а сами граждане должны, как минимум, знать свои права. Неосведомленность женщин о своих правах является препятствием, мешающим им пользоваться теми правами, которые закреплены в национальных законах и международных стандартах.

Почему мы выделяем права женщин в контексте прав человека? Потому что тысячелетиями под правами человека подразумевались права мужчин, а женщины, согласно философской традиции, считались существами второго сорта. Для оправдания разделения ролей, устанавливающих между мужчиной и женщиной отношения иерархической зависимости, сложился миф о "природном назначении" каждого пола, об особенностях "мужского" и "женского" характера, о "тайне" пола. В его основе лежит строгая соподчиненность в отношениях между полами: мужчина — полноценный человек, субъект истории, женщина — жена мужа своего, объект его власти — власти патриархального рода1.

Таким образом, философия заложила основы патриархата, которые в том или ином виде воспроизводились в последующих обществах и культурах. Она создала механизмы, автоматически воспроизводившие систему власти, при которой на вершине социальной пирамиды патриархатного общества всегда оказывался мужчина, и он обладал правом прибегать к насилию ради сохранения власти и поддержания своего авторитета.

C конца XVIII века, под натиском великих буржуазных революций, провозгласивших наступление новой эры — эры прав человека, этот устоявшийся порядок вещей начинает рушиться. "Декларация прав человека и гражданина" констатировала, что все люди рождаются свободными и равными в правах. Однако на деле ни одна победившая буржуазная революция не предоставила женщинам равноправия. Так, по Конституции 1791 года женщины, так же как и неимущие, умалишенные и дети, в категорию "граждан" не попали. Гражданский Кодекс Наполеона 1804 года также ограничивал права женщин. В статье 312 Кодекса фиксировалось: "Женщина не имеет никаких прав и может находиться либо под опекой своего отца, либо под опекой мужа"2. В этот момент, собственно, возникло женское движение и феминизм (от французского femme — женщина) как феномен, означающий движение в защиту политических и гражданских прав женщины. Первым же документом феминизма стала "Декларация прав женщины и гражданки", написанная французской писательницей Олимпией де Гуж в 1791 году и по существу ставшая вызовом "тирании сильного пола". В ней де Гуж объявляла, что женщина ничуть не менее мужчины способна к отправлению основных гражданских прав — свободы, владения собственностью, сопротивления деспотизму. В истории феминизма стала знаменитой фраза де Гуж: "Если женщина имеет право взойти на эшафот, то она должна иметь право подняться и на трибуну", за что она и поплатилась головой.

В сущности, весь ХIХ век для женщины — это поиск ее социальной идентичности в границах, обозначенных полярными законодательными актами, какими явились Гражданский кодекс и Кодекс Наполеона, "между признанием и отрицанием ее права быть личностью (субъектом), гражданкой, полноценным членом общества". Женщинам было отказано в гражданском равноправии вплоть до начала ХХ века. Но движение за женскую свободу и независимость сложилось. "Феминизм предстает как одна из форм общественной эмансипации, одна из вех на пути к полноценному индивиду, будь то мужчина или женщина"3.

"Центральной идеей феминизма и женского движения была и остается идея свободной, полноправной женской личности и ее самореализации. Она проникла в плоть и кровь демократического сознания, стала частью общей задачи по демократическому переустройству общества". В таком виде эту задачу сформулировал Шарль Фурье, заявив, что "расширение прав женщины есть общий принцип всякого социального прогресса". Более двух столетий женщины отвоевывали для себя, условно говоря, три группы прав — политические (гражданские), социально-экономические, репродуктивные права, которые могли бы позволить им рассчитывать на социальный статус, сопоставимый по основным параметрам с мужским4.

В России борьба за равные права мужчин и женщин также имеет свою историю: движение за права женщин зарождается в России почти одновременно с женским движением большинства западных стран, т.е. в середине ХIХ века. Но поскольку российское государство долго сохраняло форму абсолютной монархии, оно насильственно сдерживало утверждение буржуазно-демократических порядков. Однако после отмены крепостного права в 1861 году началось втягивание женщин в общественное производство, что, в свою очередь, способствовало становлению российского женского движения. Оно поставило вопрос о гражданских и политических правах женщин, но случилось это уже в начале ХХ века, после того как мужская половина получила определенные гражданские и политические права после публикации Манифеста от 17 декабря 1905 года, а женщины не получили. Состоявшийся в начале ХХ века первый Всероссийский женский съезд одной из основных своих задач провозгласил завоевание прав. Инициатор этого съезда А.Н. Шабанова, председательница "Русского женского взаимно-благотворительного общества", выступая на съезде, сказала: "Права не могут составлять привилегии только одной половины народонаселения, в то время как другая половина признается неправоспособной… Основной принцип общего учения о социальной справедливости состоит в том, что нормы права должны быть одинаковы для всех…"5

Российские "равноправки", как их называли современники, добились избирательного права для женщин России. Это произошло 19 марта 1917 года. А после Октябрьской революции декретами, принятыми в декабре 1917 года, большевики предоставили женщинам всю полноту гражданских прав и свобод, уравняв их с мужчинами перед лицом закона. Советская Россия оказалась в числе первых пяти стран мира, предоставивших женщинам право избирать и быть избранными в представительные органы власти.

Ныне, с расстояния в три четверти века, мы не можем в полной мере оценить значимость названных декретов, тот переворот, который они произвели в сознании людей, многие столетия воспитанных на нормах "Домостроя" — патриархатного свода правил, установивших в России безусловную единоличную власть отца и мужа в семье6. Именно при советской власти женщина получила всю полноту прав на законодательном уровне. Однако, взяв на себя решение вопросов, связанных с жизнедеятельностью семьи, уходом за детьми и их воспитанием, государство не решило этот вопрос, тем самым, взвалив на женщину двойную нагрузку.

Неотъемлемые права человека

Неотъемлемые права человека женщина, впрочем, как и мужчина, имеет просто в силу своего рождения с одним лишь отличием: права мужчин никогда не оспаривались, в то время как права женщин, как отмечено выше, были завоеваны ими только в начале прошлого века. По этой причине, в силу сохраняющихся старых традиций, повсеместно в мире в большей или меньшей степени человеческое достоинство женщины умаляется. Это проявляется в дискриминации женщины и в насилии по отношению к ней. Права человека, закрепленные в законодательных документах, направлены на искоренение подобной практики отношения к женщине как "низшему существу".

Впервые принцип равенства мужчин и женщин был провозглашен Организацией Объединенных Наций в ее главном документе — Всеобщей декларации прав человека. В преамбуле Декларации отмечается, что она должна рассматриваться в качестве стандарта, к достижению которого должны стремиться все народы и государства. В ней открыто объявлялось: все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Это происходило в 1948 году, практически сразу после окончания Второй мировой войны. Международное сообщество пыталось тогда найти пути устойчивого развития человечества. И равенство прав мужчин и женщин было признано одним из главных факторов стабильности в мире. И хотя, с правовой точки зрения, Всеобщая декларация прав человека не является многосторонним международным договором, как конвенция, и носит рекомендательный характер, тем не менее она послужила одним из основных источников не только международного, но и национального права. Число государств, конституции которых содержат перечень фундаментальных прав из Декларации, в настоящее время приближается к 100.

По образу и подобию Всеобщей декларации прав человека 4 ноября 1950 года была принята Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. Статья 14 этой Конвенции — "Запрещение дискриминации" — гласит: "Пользование правами и свободами, признанными в настоящей Конвенции, должно быть обеспечено без какой бы то ни было дискриминации по признаку пола, расы, цвета кожи, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к национальным меньшинствам, имущественного положения, рождения, по любым иным признакам". Эффективность этой Европейской конвенции определяется двумя моментами:

1. В отличие от декларации, которая является документом о намерении, конвенция есть многосторонний международный документ, обязывающий присоединившиеся к нему страны к исполнению;

2. Конвенция устанавливает международно-правовой механизм, обеспечивающий претворение ее положений в жизнь.

Провозглашенная во Всеобщей декларации прав человека формулировка статьи 1: "Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве" отражает естественную природу прав человека, абсолютно игнорируя их социальный характер, т.е. положение человека в том социуме, в котором он проживает. Поэтому в Декларации не учитывается зависимость человека от общества, что применительно к женщинам означает невозможность использования своих прав ввиду отсутствия в обществе равенства возможностей. На протяжении всей длительной эпохи патриархата таких возможностей у женщин как определенного социального слоя во всех государствах мира не было.

Пониманию этого положения женщин во многом способствовала Вторая мировая война, во время которой женщины заменяли на рабочих местах ушедших на фронт мужчин, а после окончания войны начались их массовые увольнения в пользу освобождения рабочих мест для пришедших с фронта мужчин.

После этого ООН приняла ряд документов, направленных на обеспечение равных прав и равных возможностей для женщин и мужчин, среди которых значатся:

  • Конвенция о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами (1949 г.);
  • Конвенция о политических правах женщин (1952 г.);
  • Конвенция о гражданстве замужней женщины (1957 г.);
  • Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (1960 г.);
  • Международные пакты об экономических, социальных и культурных правах, о гражданских и политических правах (1966 г.) и др. — более ста документов.

Но Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1979 году, занимает среди них центральное место. Она впервые поставила вопрос о правах женщин как неотъемлемой части прав человека. В 2004 году ей исполняется 25 лет, но и сегодня она не очень известна широкой аудитории, и уж точно, большинство населения нашей страны никогда не держало этот документ в руках. А ведь этот международный документ, подписанный и ратифицированный СССР 22 февраля 1981 года, приобрел после подписания главенствующее значение, а страна, его подписавшая, возложила на себя обязательства по соблюдению принципов и духа этих документов. Правопреемницей СССР по всем международным пактам и конвенциям, касающимся прав человека, стала Российская Федерация.

Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин определяет понятие "дискриминация в отношении женщин" как "любое различие, исключение или ограничение по признаку пола, которое направлено на ослабление или сводит на нет признание, пользование или осуществление женщинами, независимо от их семейного положения, на основе равноправия мужчин и женщин, прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой другой области" (Статья 1).

Выделим самые актуальные рекомендации этой Конвенции, напомнив при этом, что для стран, ее подписавших, эти рекомендации имеют обязывающий характер:

  • включить принцип равноправия мужчин и женщин в Конституции и другие законодательные акты и добиваться его практической реализации;
  • в случае необходимости использовать специальные санкции, запрещающие дискриминацию в отношении женщин;
  • принимать меры, чтобы изменить действующие законы, обычаи, практику, которые представляются дискриминационными в отношении женщин;
  • обеспечить равное для мужчин и женщин право пользования всеми экономическими, социальными, культурными, гражданскими и политическими правами.

Конвенция особо подчеркивает, что "в условиях нищеты женщины имеют наименьший доступ к продовольствию, здравоохранению, образованию, профессиональной подготовке и возможностям для трудоустройства".

Следует отметить две практические рекомендации Конвенции по изменению действующих законов, обычаев, практики. Первая касается необходимости ликвидации дискриминации в области занятости, в частности при найме на работу; обеспечения равной оплаты за труд равной ценности; а также запрета на "увольнение с работы на основании беременности или отпуска по беременности или на дискриминацию по увольнению ввиду семейного положения".

Вторая рекомендация дает ответ на споры по поводу специальных квот для более успешного продвижения женщин в политику.

Согласно Ст. 4 Конвенции не считается дискриминационным принятие государствами-участниками не только мер по охране материнства, но и "временных мер, направленных на ускорение установления фактического равенства между мужчинами и женщинами". Однако такие временные специальные меры должны быть отменены, когда будут достигнуты цели равенства возможностей и равноправного положения мужчин и женщин.

Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин до сих пор остается самым полным международным актом в области гендерного равенства. Не случайно ее называют "Женской Конвенцией".

Что вообще означает термин гендерное равенство, что означает термин гендер? В переводе с английского гендер означает пол, но пользуются этим термином во всем мире для обозначения социального пола, учитывающего гендерные роли, т.е. приобретенные модели поведения данного общества, сообщества или группы. Гендерное равенство или равенство между мужчинами и женщинами в социальном контексте включает концепцию свободы развития личных возможностей мужчин и женщин, а также свободы выбора без ограничений, обусловленных традиционно устоявшимися гендерными ролями, стереотипами и предрассудками. Гендерное равенство означает, что различные модели поведения, интересы и потребности женщин и мужчин рассматриваются, оцениваются и учитываются на равноправной основе. Это не значит, что женщины и мужчины должны стать одинаковыми; это значит, что их права, обязанности и возможности не будут зависеть от того, кем они являются — мужчинами или женщинами7.

Гендерное равенство в контексте целей развития тысячелетия

В Декларации тысячелетия, провозглашенной ООН, определены восемь направлений развития, восемь целей в социальной сфере:

1. Ликвидация крайней нищеты и голода;

2. Обеспечение всеобщего начального образования;

3. Содействие в достижении равенства мужчин и женщин и расширение прав и возможностей женщин;

4. Сокращение детской смертности;

5. Улучшение охраны материнства;

6. Борьба с ВИЧ/СПИДом и другими заболеваниями;

7. Обеспечение экологической устойчивости;

8. Формирование глобального партнерства в целях развития.

Как мы видим, среди них третью позицию занимает достижение гендерного равенства.

Семидесятые годы ХХ века — период наиболее динамичных событий в международном сообществе, относящихся к вопросам достижения женского равноправия. 1975 год был объявлен Генеральной Ассамблеей ООН Международным годом женщины, а период с 1976 по 1985 годы — Десятилетием женщины Организации Объединенных Наций под девизом: "Равенство, развитие, мир". Первая Всемирная конференция по положению женщин в Мехико открыла это десятилетие. Именно на ней было принято решение о необходимости разработки и принятия Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Вторая Всемирная конференция по положению женщин состоялась в 1980 году в Копенгагене. Она приняла программу действий на вторую половину "Десятилетия женщины ООН". Однако к концу "Десятилетия женщины ООН" ситуация стала меняться не в лучшую сторону.

Всемирная конференция по положению женщин (Найроби, Кения, 1985 г.) сочла неоправдавшимися надежды на ускорение экономического роста, что должно было позволить расширить масштабы участия женщин в процессах их экономического и социального развития. Таким образом, вопросы экономики, находящейся преимущественно в руках мужчин во всех странах мира, в очередной раз стали препятствием на пути решения "женского вопроса" в масштабах Земли. На ней был принят документ, получивший название "Перспективные Найробийские стратегии", в центре внимания которых стоит вопрос о равенстве мужчин и женщин. Уточняется само понятие "равенство": "Равенство является и целью, и средством, с помощью которого отдельным лицам обеспечивается равный правовой режим и равные возможности пользоваться своими правами, развивать свои потенциальные возможности, вырабатывать умения и навыки, с тем чтобы эти лица могли участвовать в политическом, экономическом, социальном и культурном развитии и пользоваться его достижениями. В частности, для женщин равенство означает осуществление прав, которых они лишены вследствие дискриминации, имеющей место в области культуры, в организационной структуре, нормах поведения, а также в отношениях мужчин и женщин. Равенство имеет большое значение для развития и мира, поскольку национальное и глобальное неравенство увековечивает несправедливость и обостряет конфликты всех видов" (Пункт 2 документа).

К числу важнейших международных документов в области гендерного равенства следует отнести также Венскую декларацию и Программу действий. Эти документы были приняты в 1993 году на Всемирной конференции по правам человека. В них также подчеркивается, что права женщин являются "неотъемлемой частью прав человека". И делается особый акцент на значении деятельности международного сообщества по предотвращению насилия над женщинами. В частности, там говорится о "важности работы по прекращению насилия в отношении женщин в общественной и частной жизни, по ликвидации всех форм сексуальных домогательств, против эксплуатации и незаконной торговли женщинами, по ликвидации дискриминации по признаку пола при отправлении правосудия"8.

В сентябре 1995 года в Пекине состоялась Четвертая Всемирная конференция по положению женщин. Ей предшествовало пять региональных, подготовительных совещаний, которые были созваны в Австрии, Аргентине, Индонезии, Иордании, Сенегале. Проходившее в октябре 1994 года совещание в Вене обсудило вопросы, связанные с положением женщин в Европе. Особое внимание в ходе совещания было уделено обсуждению новой концепции "паритетной демократии". Она была разработана Комитетом по равенству между мужчинами и женщинами и Департаментом прав человека, которые действуют в структуре Совета Европы. Концепция вобрала в себя идеи, широко обсуждавшиеся в те годы женскими организациями западноевропейских стран. Эти организации требовали от своих правительств и руководящих органов Европейского сообщества принять конкретные меры по обеспечению реального равенства женщин в структурах власти. Главный лозунг этого времени: "паритет", представленность женщин в структурах власти по формуле "50/50". Разработчики этой концепции обосновывали ее следующими аргументами: "Человечество состоит из мужчин и женщин, которые обладают равным достоинством и равной ценностью… Демократия является подлинной только в том случае, если люди принимаются такими, какими они являются в действительности — не абстрактными, бесполыми существами, а мужчинами и женщинами, каждый и каждая из которых могут быть по-своему полезны обществу". Они доказывали, что демократия предполагает "полноценное участие женщин на основе равенства с мужчинами на всех уровнях и во всех областях функционирования общества… участие каждого пола в органах управления должно осуществляться на паритетной основе, при этом цель — прийти к соотношению 50 на 50%".

Но на Пекинской конференции ООН 1995 года эта проблема не обсуждалась, т.к. устроители конференции сочли эту проблематику опережающей время. Но, несмотря на это, Пекинская конференция приняла очень важные документы: "Пекинскую декларацию" и "Платформу действий" и рекомендовала национальным правительствам разработать специальные стратегии и программы, которые позволили бы женщинам расширить их возможности как равных партнеров с мужчинами в технической, управленческой и предпринимательской сферах деятельности. Но главный акцент был сделан на участии женщин в процессе принятия решений: "Равноправное участие женщин в выработке решений является не только требованием элементарной справедливости и демократии, но может рассматриваться в качестве необходимого условия для учета интересов женщин. Без активного участия женщин и учета женских интересов на всех уровнях процесса выработки решений достижение целей равенства, развития и мира невозможно".

"Принимая Пекинскую Платформу действий, правительства взяли на себя обязательства по эффективному включению гендерного аспекта во все государственные институты, стратегии, планирование и принятие решений. На деле это означало, что до принятия решений или выполнения планов всегда необходимо проводить анализ их последствий как для женщин, так и для мужчин, а также анализ потребностей женщин и мужчин"9.

Основное внимание больше не сосредотачивалось на женщинах и их положении в обществе, фокусом внимания стали перестройка институтов и процесса принятия политических и экономических решений в обществе в целом.

IV Всемирная конференция по положению женщин в Пекине, проанализировав ситуацию за 10 прошедших после Найробийской конференции лет, пришла к пессимистическому выводу. Оказалось, что вопреки предположениям, ситуация с положением женщин во всем мире не только не улучшилась, но даже ухудшилась. В качестве важнейшей причины этого явления было названо отсутствие надлежащего эффективно действующего механизма защиты прав женщин как на международном, так и национальном уровне. Создание такого механизма — это дело не одного дня, требует большой, кропотливой работы. Соответствующие решения на международном уровне впервые были приняты на Всемирной конференции по правам человека в Вене в 1993 г. и подтверждены в Пекине. Начиная с Вены, во все мероприятия ООН по правам человека стал включаться вопрос о правах человека — женщин и девочек.

Понятие международного механизма защиты прав человека-женщин достаточно объемно. Важнейшими его составляющими являются:

1. Международные документы (конвенции, декларации, договоры);

2. Международные организации и их органы;

3. Практика применения международных документов;

4. Международный контроль и процедуры рассмотрения споров10.

Необходимо отдельно отметить такой международный орган, как Международный Уголовный Суд. Согласно ст. 5 Устава Международного Уголовного Суда его юрисдикция ограничена наиболее серьезными преступлениями, к числу которых относятся: преступления геноцида; преступления против человечности; военные преступления и преступления агрессии. Большинство этих норм относится к преступлениям в отношении любых пострадавших, вне зависимости от пола. Однако некоторые из них имеют ярко выраженную гендерную направленность. Так, к преступлениям против человечности (ст. 7), наряду с изнасилованиями, сексуальным рабством, принудительной проституцией, насильственной беременностью или стерилизацией и иными формами сексуального насилия сопоставимой тяжести, относятся также преследования в отношении четко выявленных групп или коллективов по политической, расовой, национальной, этнической, культурной, религиозной, гендерной или иной причине, которая признается недопустимой по международному праву11.

Российское законодательство

В нашей стране официально стратегию развития также определяют гендерные отношения, в основе которых лежит равенство полов. Равенство полов — это не только условие, но и основной потенциал развития гражданского общества.

Конституция РСФСР и Российской Федерации всегда содержали и содержат на сегодняшний день принцип равноправия мужчин и женщин. Нашей страной ратифицированы все основные универсальные Конвенции, касающиеся равноправия полов. Но до полного претворения в жизнь соответствующих международных стандартов еще очень далеко.

В современном российском законодательстве нет прямых статей, дискриминирующих женщин, однако фактически права российских женщин нарушаются повсеместно: в обществе, в семье и на работе. Формы нарушения равных прав по гендерному признаку весьма разнообразны: от прямого их нарушения, например при приеме на работу и увольнении, до неспособности женщин пользоваться признанными за ними правами, поскольку политика и практика, а также существующие в обществе стереотипы мешают им делать это. Повсеместная правовая некомпетентность не только ограничивает возможности социальной защиты людей на обыденном уровне, но также является серьезным препятствием на пути построения правового гражданского общества в нашей стране12.

В каждой стране, и даже в отдельных ее регионах, "женский вопрос" имеет свою специфику. Для современной России эта специфика проявляется в следующем виде:

  • отстранение женщин от сфер власти, управления, полноценного участия в политике;
  • вытеснение женщин в сферу не престижных и мало оплачиваемых профессий и видов деятельности;
  • перегрузка бытом и не оцениваемыми обществом видами занятий;
  • отстранение от владения собственностью, национальным богатством и, как следствие, бедность по сравнению с мужчинами;
  • переход в маргинальные слои общества;
  • отсутствие гендерной культуры в обществе;
  • господство в общественном сознании мифа о решенности "женского вопроса" в России13.

Особенностью "женского вопроса" в России является парадокс его неосознанности как со стороны женщин, так и общества в целом. И это несмотря на то, что российские женщины составляют не только большинство населения и электората, но более образованны, чем мужчины, социально активны и гибко адаптированы к современным условиям жизни. Вот почему гендерные отношения в России подлежат особому изучению, особенно в настоящее время, которое характеризуется тремя важными с позиций гендерных отношений моментами:

  • процессом глобализации, влекущим за собой усиление гендерной дискриминации;
  • объективной необходимостью рассматривать процесс развития в контексте гендерного равенства;
  • акцентированием внимания международного сообщества на решении проблемы гендерного равенства как актуальной проблемы развития.

Несмотря на то, что общества развитых стран успели уйти по отношению к России далеко вперед, ситуация в ней тоже начинает меняться.

Россия, участвуя в этих процессах, ратифицировала международно-правовые документы ООН по вопросам ликвидации дискриминации женщин, улучшению их положения:

  • Конвенция ООН 1952 г. "О политических правах женщин";
  • Конвенция ООН 1979 г. "О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин";
  • Конвенция МОТ 1951 г. "О равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности";
  • Конвенция МОТ 1981 г. "О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящихся с семейными обязанностями (№156)" и др. Россия также активно участвует в международном сотрудничестве, в том числе в реализации Найробийских и Пекинских стратегий. Принцип равноправия мужчин и женщин закреплен в Конституции Российской Федерации. Статья 19, часть 3 гласит: "Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации".

В 1996 году Правительством Российской Федерации утверждена Концепция улучшения положения женщин в Российской Федерации, в которой наиболее проблемными областями и приоритетами государственной политики назывались преодоление невостребованности женщин в политике, дискриминации в сфере труда, вопросы здоровья и профилактика насилия в отношении женщин. Указом Президента Российской Федерации был утвержден Национальный план действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 года. Затем был принят второй Национальный план до 2005 года.

В ноябре 1997 года Государственная Дума РФ приняла "Концепцию законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин", в которой определена стратегия развития российского законодательства в части недопущения дискриминации по признаку пола14.

Известны Указы Президента "О первоочередных задачах государственной политики в отношении женщин" (1993 год), "О повышении роли женщин в системе федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (1996 год) и др.

Совсем недавно, 16 апреля 2003 года, спустя 6 лет после принятия Концепции законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин", Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации рассмотрела в первом чтении законопроект "О государственных гарантиях равных прав и свобод женщин и мужчин и равных гарантиях их реализации", который был подготовлен по инициативе НЖО Комитетом ГД РФ по связям с общественными организациями и религиозными объединениями. Главная задача законопроекта была обозначить основные направления российской государственной политики по обеспечению равноправия женщин и мужчин, направленной на преодоление дискриминации по признаку пола, которая особенно усилилась в нашей стране в последнее десятилетие, в период модернизации России. Статья 3 Главы 1 этого закона подробно обозначает основные направления государственной политики по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин. В их число входят:

  • формирование правовой базы обеспечения равноправия полов, совершенствование и развитие законодательства в этой сфере;
  • проведение гендерной экспертизы нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти;
  • принятие и реализация специальных программ, целью которых является устранение дискриминации по мотивам пола;
  • включение в общегосударственные программы, направленные на реализацию конституционных прав и свобод граждан, а также в программы по развитию социальной сферы мер, обеспечивающих равноправие полов;
  • воспитание и пропаганда культуры равноправия мужчин и женщин, защита общества от информации, направленной на дискриминацию граждан по мотивам пола, а также насаждающей насилие, жестокость, порнографию, наркоманию, алкоголизм и т.п.;
  • выполнение общепризнанных принципов и норм международного права, а также международных обязательств Российской Федерации15.

Закон предусматривает гарантии равных возможностей, равных прав, механизмы обеспечения равных прав и равных возможностей мужчин и женщин. Его принятие могло бы стать важной законодательной основой продвижения гендерного равенства в жизнь. С предыдущим составом Государственной Думы была проведена большая работа женскими НПО по принятию этого закона, но удалось провести его только через первое чтение и то под занавес работы Думы прошлого созыва. Теперь предстоит новая работа с депутатами Думы 4-го созыва, хотя некоторые из активных инициаторов этого закона, как, например, Е. Лахова, продолжат свою законодательную деятельность в новой Думе.

Стоит отметить принятие проекта модельного закона "О государственных гарантиях равных прав и равных возможностей для мужчин и женщин", разработанного Женской комиссией Всеобщей конфедерации профсоюзов, согласованного со всеми профсоюзами стран СНГ и принятого в качестве модельного для разработки национальных законов во всех странах СНГ.

Наконец, в настоящее время по всем регионам в административном порядке идет обсуждение "Стратегии гендерного развития Российской Федерации", разработанной группой специалистов под руководством Г.Н. Кареловой совместно с женскими организациями. Казалось бы, есть все основания рассматривать позитивно все эти процессы. Однако усиление дискриминационных процессов, связанное с глобализацией, ренессанс патриархата в российском обществе, отсутствие гендерной культуры, особенно во властных структурах — все это заставляет вновь и вновь обращаться к этому вопросу, актуальность которого для России очевидна и усилена в связи с необходимостью концентрации всего человеческого потенциала страны для выхода из кризиса и развития. Как записано в одном из программных документов уже несуществующей Комиссии по вопросам женщин, семьи и демографии при Президенте Российской Федерации, "исторически сложившаяся организация управленческой пирамиды, ориентированная преимущественно на мужчин, не отражает реально складывающийся сегодня баланс сил, новые роли мужчин и женщин, возможность влияния женщин на дела общества, государства, семьи, не позволяет обеспечить правильную социальную ориентацию развития гражданского общества и его демократизацию. Иными словами, составляя большую часть населения России, женщины не имеют реальной возможности в полной мере участвовать в принятии решений, определяющих как условия их собственной жизни, так и будущее страны"16.

Судебная защита прав человека женщин. Судебная защита является наиболее универсальным средством соблюдения антидискриминационных прав, в том числе и по гендерным основаниям. Это подтверждается прежде всего Всеобщей декларацией прав человека, три статьи которой из 30 отсылают ущемленных в своих правах людей именно к компетентным национальным судам. Им одним принадлежит право установления путем гласного судебного разбирательства виновных лиц, обвиненных в совершении преступлений (ст. 8, 10-11). Иными словами, суды — один из важных институтов обеспечения законности в демократическом обществе, основная гарантия защиты прав и свобод человека17.

Конституция РФ 1993 года гарантирует каждому судебную защиту прав и свобод (ст. 46). Однако пока еще, несмотря на резко усиливавшуюся в постсоветский период дискриминацию женщин в трудовой сфере, в ходе приватизации, при проведении пенсионной реформы и т.д., обращения отдельных потерпевших и женских организаций в суды за защитой прав человека — явление в нашей стране крайне редкое.

Уполномоченный по правам человека на защите прав женщин. Наряду с судом, важным звеном в механизме защиты прав человека, в том числе и прав женщин, является во многих странах мира уполномоченный по правам человека (омбудсмен). Этот правовой механизм возник впервые в Швеции в ХIХ веке, а затем распространился по всему миру. Главное назначение института уполномоченного по правам человека состоит в защите прав и свобод граждан, обеспечении гарантий их соблюдения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Соответственно омбудсмен назначается и освобождается от должности парламентом, либо одной из его палат (в Российской Федерации — Государственной Думой). Омбудсмен независим и не подотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам.

В отличие от судебных исков, жалобы граждан, адресованные уполномоченному по правам человека, не требуют соблюдения какой-либо специальной формы и уплаты пошлины. Все это придает институту омбудсмена особую демократичность и широкую доступность для населения.

В России институт Уполномоченного по правам человека создан Законом от 26 февраля 1997 года. В компетенцию Уполномоченного входят восстановление нарушенных прав, совершенствование законодательства в этой области и приведение его в соответствие с международными стандартами, правовое просвещение по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

Существует определенный регламент обращения к Уполномоченному по правам человека в РФ. Он не может быть первой инстанцией по рассмотрению тех или иных жалоб на решения или действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц и государственных служащих. Уполномоченный рассматривает эти решения (действия), если ранее заявитель обжаловал эти действия в судебном или административном порядке, но не согласен с тем, как его жалоба была разрешена.

По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе:

1. Обратиться с соответствующим заявлением в суд, а также лично, либо через своего представителя участвовать в процессе;

2. Обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, нарушившего права человека;

3. Обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в силу решения, приговора, определения или постановления суда;

4. Изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты, а также присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора;

5. Обращаться в Конституционный Суд РФ с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.

В случае грубого или массового нарушения прав и свобод граждан Уполномоченный вправе выступить с докладом на заседании Государственной Думы, а также ходатайствовать о создании парламентской комиссии по расследованию связанных с ними фактов.

В обязанность Уполномоченного по правам человека в РФ входит также ежегодное представление доклада о своей деятельности Президенту РФ, палатам Федерального Собрания, в Конституционный Суд РФ, Верховный Суд России, Высший Арбитражный Суд и Генеральному прокурору. Эти доклады подлежат также обязательному опубликованию в "Российской газете"18.

Органы исполнительной власти на защи

те прав и интересов женщин. Среди государств с демократически ориентированной гендерной политикой на защите прав и интересов женщин чаще всего стоят специализированные министерства по делам женщин — национальные механизмы. Так обстоит дело в Скандинавских странах, во Франции, ФРГ, во всех государствах Британского содружества, Канаде. Такое специализированное министерство является центром, формулирующим гендерную политику, разрабатывающим рекомендации, призванные способствовать достижению гендерного равенства полов и положений законов о равноправии мужчин и женщин. В своей деятельности министерства по делам женщин опираются на широкий круг уполномоченных по достижению гендерного равноправия, имеющихся во всех других органах государственного управления и в наиболее крупных предприятиях различных форм собственности. Таким образом создается система государственных органов, стимулирующих достижение в соответствующей стране гендерного равноправия, надзирающих за ходом его претворения в жизнь19.

В России в настоящее время на федеральном уровне нет специального министерства (или комитета) по делам женщин, которые есть в некоторых других странах СНГ, например Азербайджане, Узбекистане. Среди органов исполнительной власти РФ вопросами положения женщин занимаются:

  • Комиссия по вопросам улучшения положения женщин при Правительстве РФ;
  • Департамент по делам семьи, женщин и детей Министерства труда и социального развития;
  • Управление охраны здоровья матери и ребенка Министерства здравоохранения.

Во-первых, каждая из указанных структур действует не скоординированно с другими, а во-вторых, не обладает достаточными ресурсами и полномочиями для обеспечения и реализации последовательной политики равных прав и равных возможностей мужчин и женщин. Между тем, согласно международным стандартам и рекомендациям, национальный государственный механизм должен:

  • координировать и контролировать действия органов исполнительной власти;
  • возглавляться лицом в ранге члена правительства;
  • обладать бюджетным финансированием и профессионально подготовленными кадрами;
  • опираться в своих действиях на предложения общественных организаций.

Прочие государственные органы, осуществляющие защиту прав женщин. Наряду с судами, уполномоченными по правам человека и органами исполнительной власти, надзор за соблюдением прав человека вообще и прав женщин в частности могут осуществлять также иные государственные органы. Например, в США такими органами являются агентства по гражданским правам, надзирающие за соблюдением частными предпринимателями законов штатов об антидискриминационной практике в сфере труда и выполнением ими планов так называемых положительных действий по устранению дискриминации20.

В Европейском Союзе имеется специальная Комиссия по равным возможностям мужчин и женщин. Она разрабатывает и утверждает пятилетние планы по выравниванию положения лиц обоего пола в странах ЕС, а также контролирует ход их выполнения.

В России надзор за соблюдением прав граждан, в том числе коллективных и индивидуальных прав женщин, возложен, помимо прочего, на Генеральную прокуратуру РФ.

В заключение этой главы хочется отметить, что право и законодательство страны составляют правовую систему, которая охватывает все правовые явления, куда входит и правовое сознание населения, его правовая культура. "Века патриархата деформировали сознание и культуру граждан всех стран мира, не только мужчин, возомнивших себя гегемонами, но и женщин, явно недооценивающих свои права и возможности в семье, обществе, государстве, деле сохранения мира во всем мире"21.

Добиться полного равноправия граждан обоего пола — задача трудная и долгая, решение которой потребует усилий многих поколений сторонников паритетной демократии и гендерного равноправия. Но дорогу, как известно, осилит идущий. Знания прав делают нас сильными.

1 Айвазова С.Г. Русские женщины в лабиринте равноправия. М.: ЗАО "РИК Русанова", 1998, 408 с. — С. 22.

2 "Гендерные отношения в России: история, современное состояние, перспективы. Материалы международной научной конференции, ч. II. Иваново, ИЦ "Юнона", 1999. 320 с. — С. 225.

3 Женщина в обществе: мифы и реалии. Сборник статей / Редактор-составитель Круминг Л.С. — М.: Информация — ХХI век, 2001, 332 с. — С. 24.

4 Айвазова С.Г. "Гендерное равенство в контексте прав человека". М.: "Эслан", М., 2001, 80 с. — С. 22.

5 90 лет Первому Всероссийскому женскому съезду. Юбилейные чтения: Женское движение в контексте российской истории. М., 1999, 64 с. — С. 8.

6 Поленина С.В. Права женщин в системе прав человека: международный и национальный аспект. М.: "Эслан", 2000, 255 с. — С. 9.

7 Азбука прав трудящихся женщин и гендерного равенства. Международное Бюро Труда, М.: "Права человека", 2002, 107 с. — С. 28-29.

8 Айвазова С.Г. Гендерное равенство в контексте прав человека. М.: "Эслан", М., 2001, С. 73-74.

9 Кампания за достижение равенства между мужчинами и женщинами и улучшение положения женщин. Женщины 2000. Информационный центр ООН в Москве.

10 Поленина С.В. Права женщин в системе прав человека: международный и национальный аспект. М.: "Эслан", М., 2000, 255 с. — С. 176.

11 Там же. С. 188.

12 Хоткина З.А. Приобретения и потери последнего десятилетия ХХ века: права женщин в российском контексте прав человека. Сборник статей "Женщина. Гендер. Культура. М.: МЦГИ, РЛШГИ, 1999. — С. 221-235.

13 Дементьева А.Е., доцент Московского государственного технического университета им. Баумана, к.и.н. Глобализация и проблемы гендерного равенства. Статья в Профсоюзы.

14 Доклад "Гендерное равенство в России" Минтруда и социального развития РФ, М., 2001.

15 Федеральный закон о государственных гарантиях равных прав и свобод и равных возможностей мужчин и женщин в Российской Федерации. Проект.

16 Информационно-аналитический материал о численности и составе женщин, занятых в федеральных и региональных органах государственной власти. — М., 1998. — С. 3

17 Поленина С.В. Права женщин в системе прав человека: международный и национальный аспект. Изд-во "Эслан", М., 2000, С. 195-198.

18 Поленина С.В. Права женщин в системе прав человека: международный и национальный аспект. М.: "Эслан", М., 2000. — С. 202.

19 Там же. С. 204.

20 Там же. С. 206.

21 Клименкова Т.А. Женщина как феномен культуры. Взгляд из России. М., 1996.

 

Разделы библиотеки

Журналы

Информация

 

 

 
 

Copyright © 1996–2020 womnet.ru