Главная Обзор СМИ О сети Журналы База данных Библиотека
 
 

#3-4 2009 г.

КРАТКАЯ ГЕНДЕРНАЯ ЭКСПЕРТИЗА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ И САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Макарова Татьяна Викторовна

Введение

Согласно определению гендерная общественная экспертиза направлена на выявление неоправданных преимуществ для граждан по признаку принадлежности к тому или иному полу при осуществлении гражданами своих прав, свобод и законных интересов, а также на выявление норм, которые, являясь формально гендерно нейтральными, опосредованным образом приводят или могут привести к ущемлению либо, наоборот, к необоснованному расширению прав представителей какого-либо одного из полов.

Поскольку полная гендерная экспертиза законодательства - очень объемный и трудоемкий процесс, охватить результаты которого в небольшом докладе крайне затруднительно, то в рамках настоящего исследования выделены наиболее актуальные позиции, которые представляют интерес с точки зрения дальнейшей разработки как в качестве законодательных инициатив, так и в плане информационно-просветительской работы.

При подготовке этой работы автор исходила из следующего понимания.

1. Общепринятые права человека могут быть подразделены на разные категории различным образом:

А. По статусу полов в процессе поддержания и возобновления жизни цивилизации - на универсальные права, равнозначные для обоих полов, и права сбалансированных различий, обусловленные физиологическими особенностями и функциями полов.

Б. По сферам общественной жизнедеятельности - на политические права, права на обеспечение жизнедеятельности (на труд, социальную защиту и др.) и права на самореализацию (на образование, на информацию, на мнение, и др.).

2. Права человека целесообразно рассматривать не самостоятельно, а в отношении категорий "право - возможность - обязанность - ответственность". Причем, если раньше "право" понималось преимущественно как "право быть" (т.е. как возможность воспользоваться некими преимуществами, установленными законом или традициями), то в настоящее время понимание права изменяется в сторону "права не быть", т.е. свободы от неких установленных обязательств или ответственности.

3. Права и свободы человека и гражданина установлены во Всеобщей декларации прав человека, принятой Организацией Объединенных наций в 1948 году. Согласно этому документу:

- все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах (Статья 1);

- каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами … без какого бы то ни было различия в отношении …пола… (Статья 2).

И только лишь в статье 25 (п.2) имеется гендерная асимметрия: "Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь". Таким образом, указывается на необходимость особой поддержки со стороны государства, общества и всех общественных институтов женщин-матерей и детей с целью обеспечения воспроизводства и поддержания жизни цивилизации.

4. Конституция РФ от 12.12.1993г. предусматривает следующее:

- "В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия, гарантии социальной защиты" (Статья 7, часть 2.);

- "Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации" (Статья 19, часть 3);

- "Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей" (Статья 38).

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА

Статья 25 Пакта о гражданских и политических правах обязывает: "Каждый гражданин должен иметь без какой бы то ни было дискриминации … и без необоснованных ограничений право и возможность:

a) принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через посредство свободно избранных представителей;

b) голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей;

c) допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе".

Практика показывает, что в условиях Самарской области право избирать реализуется на практике в полном объеме и не имеет гендерной асимметрии. Ограничения избирательного права установлены законодательством лишь по возрастному признаку (не ниже 18 лет для избирателя и кандидата) и в случае признания граждан недееспособными или лишенными свободы по приговору суда.

Право быть избранным на де-юре также не имеет гендерной асимметрии. Однако на уровне применения (в ходе выборов), когда вступают в силу традиции и социально-экономические механизмы, имеется значительный перевес в сторону права "быть избранным", чем права "быть избранной". Видимо, срабатывает пережиток патриархатного типа организации общества - стереотип причастности к власти преимущественно мужчин. Государство формально уже не поддерживает этот старый стандарт общественных отношений, но и не способно его сломать. На законодательном уровне предприняты попытки повлиять на ситуацию через принятие рекомендаций политическим партиям "создавать равные возможности для представительства в руководящих органах политической партии, в списках кандидатов в депутаты и на иные выборные должности" (п. 4 статьи 8 Федерального закона РФ от 11.06.2001 №95-ФЗ "О политических партиях"). Следует напомнить, что во время советской власти уже существовал механизм квотирования мест для женщин в выборных органах, который, однако, не отражал их реальной роли в принятии политических решений. Первые же неквотируемые выборы резко сократили долю женщин в органах государственной власти. Поэтому без должных мер обеспечения и мер ответственности за невыполнение эта законодательная рекомендация политическим партиям вряд ли может быть выполнена в должном объеме.

Вторым порогом являются заведомо неравные социальные и финансовые условия: женщины обладают меньшим количеством ресурсов: финансовых, организационных, информационных. За редким исключением, кандидат-женщина рассматривается не как самостоятельная политическая фигура, а как креатура мужчин-бизнесменов или политиков. Социокультурный стереотип, как бы, заранее исключает женщин из числа кандидатов на выборах вообще и из числа успешных кандидатов, в частности.

Законодательно установленных гендер-ных ограничений в праве допускаться к государственной службе также не выявлено. Имеются некоторые незначительные послабления в отношении условий труда женщин, принимаемых или уже принятых на гражданскую службу, которые не влияют существенно на ситуацию.

ПРАВА НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Согласно международным правовым нормам, права на обеспечение жизнедеятельности (экономические права и свободы) должны быть универсальны для двух полов, что в полном объеме отражено в Конституции РФ.

Наиболее яркое выражение всех экономических прав являет собой право на труд - гендерно нейтральное право каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который он свободно соглашается, на справедливые и благоприятные условия труда, включая вознаграждение, которое обеспечивает всем трудящимся:

- справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности без какого бы то ни было различия, причем, в частности, женщинам должны гарантироваться условия труда не хуже тех, которыми пользуются мужчины, с равной платой за равный труд;

- удовлетворительное существование для них и их семей;

- условия работы, отвечающие требованиям безопасности и гигиены;

- одинаковую для всех возможность продвижения по работе на соответствующие более высокие ступени исключительно на основании трудового стажа и квалификации;

- отдых, досуг и разумное ограничение рабочего времени и оплачиваемый периодический отпуск, равно как и вознаграждение за праздничные дни. Конституция РФ подтверждает, что

"Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы" (Статья 37, часть 3).

Анализ практики применения этих норм показывает, что нарушение равенства происходит на уровне реализации этого права, поскольку экономические интересы и государства, и работодателя далеко не всегда соответствуют требованиям равного доступа к труду для мужчин и женщин.

С одной стороны, в законодательстве РФ введены условия социально-экономической поддержки трудящихся женщин, особенно в период беременности и ухода за детьми, однако, это же самое делает работников-женщин значительно менее привлекательными для работодателей, так как прямо или косвенно снижает экономический эффект от их труда.

Если более детально рассмотреть вопросы реализации права на труд, то можно установить следующие особенности труда женщин:

а) продолжительность рабочего дня устанавливается в зависимости от ряда факторов (возраста работника, выполняемой работы и др.) и не имеет гендерных особенностей, за одним исключением: работодатель обязан устанавливать неполный рабочий день (смену) или неполную рабочую неделю по просьбе беременной женщины;

б) установлены перечень работ, на которых ограничивается применение труда женщин (как правило, тяжелые и вредные производства), и нормы допустимой нагрузки (за исключением женщин-спортсменок, допустимые нагрузки для которых определяются в соответствии с планом подготовки к спортивным соревнованиям);

в) беременным женщинам снижаются нормы выработки либо они переводятся на другую работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов, с сохранением прежнего заработка;

г) женщине предоставляется отпуск по беременности и родам, отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с выплатой пособия за счет средств социального страхования и с сохранением за женщиной места работы (должности). Это условие распространяется и на лиц, усыновивших ребенка;

д) работающие женщины, имеющие детей в возрасте до полутора лет, в случае невозможности выполнения прежней работы переводятся по их заявлению на другую работу с оплатой труда не ниже среднего заработка по прежней работе, им также предоставляются дополнительные перерывы для кормления ребенка, которые включаются в рабочее время и подлежат оплате в размере среднего заработка;

е) запрещается направление беременных женщин в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе и работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни; направление женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе и работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни допускается только с их письменного согласия; ж)расторжение по инициативе работодателя трудового договора с беременными женщинами не допускается, за исключением случаев ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем. з) женщинам, работающим в сельской местности, может предоставляться по их письменному заявлению один дополнительный выходной день в месяц без сохранения заработной платы (Прим. - данное условие не устанавливает никаких преимуществ для женщин, так как правом взять "административный день" практически может воспользоваться любой работник); и) к работам, выполняемым вахтовым методом, не могут привлекаться беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет. Вышеуказанные нормы призваны обеспечить выполнение женщиной своих репродуктивных функций при сохранении качественных условий жизни и обеспечении для нее безопасных условий существования.

Но, с другой стороны, выполнение большинства вышеуказанных мер делает женский труд экономически менее эффективным по сравнению с мужским трудом, что особенно актуально в условиях коммерческих структур. Соответственно, вступают в действие неформальные механизмы "защиты" работодателя от использования женского труда. Это же обстоятельство способствует сохранению преимущественно "женских" (образование, здравоохранение, социальное обслуживание) - государственных - сфер труда с возможностью меньшего заработка, но с более точным соблюдением гарантий в сфере труда.

Отсюда вытекает еще одна проблема: невозможность обеспечить соблюдение одного из главных свойств труда - достойной заработной платы, позволяющей обеспечить женщинам удовлетворительное существование для них и их семей, осложняемое тем, что в этих отраслях работает большее количество матерей, воспитывающих детей в условиях неполной семьи. В силу иерархии заработков разница по заработной плате мужчин и женщин официально составляет, по данным статистики, 30%, а неофициально - по данным опросов, до 45-50%. Во многом указанное различие объясняется не факторами оценки труда, но факторами реальной дискриминации (сложившейся "пирамидой" отраслевых зарплат, малым размером оплаты труда в бюджетных учреждениях и т.п.). Дискриминация по признаку пола проявляется также в том, что профессионально-карьерный статус женщин практически во всех отраслях экономики и общественной жизни ниже, чем у мужчин. Высшее и среднее образование имеют 64% занятых женщин и только 47% занятых мужчин, но женщины в основном заняты на рабочих местах, не требующих высокой квалификации.

При общем низком уровне жизни и цены рабочей силы в РФ труд мужчин все же оценивается так, что позволяет ему содержать себя и семью на более достойном уровне, а оплата труда женщин, как правило, ориентирована только на ее собственный прожиточный минимум, нередко без учета иждивенца.

Для примера можно привести данные Росстатистики о среднемесячной начисленной заработной плате работников некоторых традиционно "женских" и традиционно "мужских" отраслей в сравнении с прожиточным минимумом за тот же период:

а) преимущественно мужские отрасли:

- добыча топливно-энергетических полезных ископаемых - 33 365,9 руб./чел.мес.;

- добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических - 19 227,1 руб./чел.мес.;

б) преимущественно женские отрасли:

- текстильное и швейное производство - 6386,9 руб./чел.мес.;

- образование - 8787,5 руб./чел.мес.;

- здравоохранение и предоставление социальных услуг - 10023,4 руб./чел.мес.

Прожиточный минимум в среднем по России составил в 4 квартале 2008 г. 4005 руб./чел.мес., в том числе для трудоспособного населения - 4330 руб./чел.мес., для детей - 3830 руб./чел.мес.

Примерный расчет для семьи из двух человек (мать и несовершеннолетний ребенок) показывает, что заработная плата работника образования с трудом покрывает прожиточный минимум, а заработная плата текстильщицы даже до этого уровня не дотягивает. При этом расходы на образование ребенка в состав минимальной потребительской корзины, на основании которой рассчитывается прожиточный минимум, не входят. Социальные пособия не могут решить эту проблему.

Резкий разрыв в оплате труда мужчин и женщин приводит к разрыву и в размерах начисленных им пенсий. По данным статистики, средняя "женская" пенсия по стране составляет две трети "мужской".

Кодекс об административных правонарушениях РФ содержит лишь одну статью (5.27), предусматривающую административное наказание работодателя за нарушение законодательства о труде и об охране труда (для сравнения, в нем же содержится детальная разработка административных наказаний за нарушение избирательных прав - 33 статьи).

Необходимо отметить, что в действующем законодательстве не содержится ни одной меры поощрения (например, через предоставление льгот) работодателей, использующих преимущественно женский труд либо предоставляющих дополнительные меры поддержки женщинам-матерям.

В отношении нестандартных форм занятости, например, надомной работы, малого предпринимательства, услуг в сфере народных промыслов и др., которые были бы более удобны для женщин, воспитывающих детей, законодательство не содержит никаких особых поддерживающих условий. Работа в этой сфере регулируется гендерно нейтральными законами, регулирующими вопросы предпринимательства в целом и не устанавливающими никаких преимуществ для женщин. В то же время, по данным экспертов, среди лиц, занятых в малом бизнесе, до 60% женщин.

Что касается временно безработных граждан, то сейчас структура безработицы по половозрастному признаку имеет сбалансированный характер без выраженного перекоса в сторону того или иного пола (см. http://www.gks.ru - распределение численности безработных по возрастным группам и уровню образования в 2007 г. - данные Федеральной службы государственной статистики).

Обследования Госкомстата РФ по методологии МОТ (в них учитываются не только зарегистрированные, но и незарегистрированные фактические безработные) показали, что доля женщин среди безработных меньше половины (45-48% в течение 1992-2006 годов). Преобладание женщин среди зарегистрированных безработных (63-72%) объясняется тем, что женщинам труднее использовать активные стратегии поиска работы, они чаще обращаются за помощью в государственные органы занятости, чтобы получить содействие в трудоустройстве или мизерные пособия по безработице. Ситуация с женской зарегистрированной безработицей меняется в зависимости от состояния региональных рынков труда. В регионах с низкой безработицей доля женщин среди зарегистрированных безработных может превышать 70-80%. При ухудшении экономической ситуации в регионе и возрастании напряженности на рынке труда доля женщин среди зарегистрированных безработных снижается.

Региональный анализ показывает, что в уровне занятости гендерное неравенство минимально и продолжает сокращаться. Однако за благополучными цифрами занятости скрывается горизонтальная (по отраслям) и вертикальная (по статусу) сегрегация женщин, результатом которой стали значительные гендерные диспропорции в оплате труда.

Вместе с тем, в целом имеется позитивная тенденция, свидетельствующая о некоторой нормализации ситуации в сфере безработицы.

В то же время, сохраняется тяжелое положение на рынке труда у девушек, не имеющих рабочего стажа, и у женщин предпенсионного возраста. Необходимо обращать внимание на скрытые формы сексуальной эксплуатации женщин через замаскированный под нейтральную рекламу набор девушек для выполнения сомнительного рода работ ("организация ВИП-отдыха", "танцовщицы в ночных клубах" и др.).

Таким образом, имея достаточно объемный перечень мер, призванных обеспечить особые потребности женщин в сфере труда, законодательство предусматривает только принудительные, но не поощрительные меры по обеспечению реализации этих условий. Дисбаланс в сфере профессиональной занятости и оплаты труда между преимущественно мужскими и преимущественно женскими отраслями экономики сохраняется.

Неотъемлемой частью прав на обеспечение жизнедеятельности являются социальные права - права на социальную поддержку со стороны государства. Социальные права человека закреплены в Конституции РФ с учетом роли женщины как матери (и одновременно роли мужчины как отца). Материнство - особая функция и Статья 38 Конституции России особо оговаривает, что материнство находится под защитой государства, а статья 7 Конституции России содержит полный перечень субъектов, подлежащих конституционной защите и поддержке: "семья, материнство, отцовство и детство".

Нормы семейного права в большинстве своем гендерно-нейтральны и говорят о супругах, как о равноправных партнерах. Случаи, когда эта симметрия нарушается, когда закон допускает отступление от принципа равенства супругов, обусловлены, как правило, физиологическими различиями между мужчиной и женщиной и некоторыми социальными последствиями, связанными с этим обстоятельством. Эти особенности представляют наибольший интерес с точки зрения развития и существования женщины не только как биологического индивида, но и как личности.

Возьмем, к примеру, Семейный кодекс РФ, в котором имеются нормы, закрепляющие, так называемую, положительную дискриминацию - преимущества в отношении некоторых категорий женщин.

Статья 17 Семейного кодекса РФ говорит о невозможности возбуждения дела о разводе без согласия жены во время ее беременности или в течение одного года после рождения ребенка. Данная статья ограничивает только право мужа; жена в такой ситуации полностью сохраняет свое право на развод. Анализ возможных ситуаций позволяет установить несовершенство этой нормы. Подобное ограничение прав мужа сохраняется даже в том случае, когда ребенок в возрасте до одного года проживает не с матерью, а с отцом или с другими лицами, и мать не осуществляет непосредственного ухода за ним, а также в случаях, когда муж не является отцом ребенка, рожденного его женой. Следует отметить, что эта норма не способствует налаживанию отношений между супругами, если в семье произошел разлад. Целесообразно было бы провести социологические исследования, направленные на выяснение реальной эффективности этой нормы и возможных негативных последствий ее применения.

Еще одним примером гендерной асимметрии, закрепленной на уровне законодательства, являются статьи 89 и 90 Семейного кодекса РФ.

Статья 89 Семейного кодекса РФ определяет, что если супруги не оказывают друг другу материальную поддержку в добровольном порядке (при сохранении брака), то право требовать от мужа такой поддержки в судебном порядке имеет жена в период беременности и в течение трех лет со дня рождения общего ребенка. Наличие подобной нормы обусловлено необходимостью повышенной заботы о женщине, находящейся в состоянии беременности или занимающейся уходом за ребенком до достижения ребенком того возраста, когда он может быть более безболезненно определен в дошкольное учреждение с тем, чтобы мать могла приступить к работе.

Однако правильнее было бы вести речь о праве любого из супругов - того, кто реально занимается уходом за ребенком, получать содержание от другого супруга. Поскольку родителем, ухаживающим за ребенком, может оказаться и отец.

Особенно очевидна необходимость пересмотра этой нормы для редких, но все же существующих на практике случаев, когда отец вынужден взять заботу о ребенке полностью на себя. При этом он не только не может развестись со своей женой без ее согласия до достижения ребенком 1 года (несмотря на фактически распавшийся брак), но еще должен по закону выплачивать ей алименты до достижения ребенком возраста 3 лет, поскольку закон не предусматривает в этом отношении никаких исключений. Между тем, и в трудовом праве, и в праве социального обеспечения на смену термину "мать" все чаще приходит термин "лицо с семейными обязанностями" и речь идет о лицах, "фактически осуществляющих уход за ребенком". Это соответствует и принципу формального равенства мужчины и женщины, и обеспечивает каждому из родителей, независимо от пола, равные возможности по осуществлению ими родительских прав.

Пункт 1 статьи 89 Семейного кодекса РФ гласит: "Супруги обязаны материально поддерживать друг друга". Он может быть реализована только в добровольном порядке. Это означает, что замужняя женщина может отказаться от профессиональной карьеры и целиком посвятить себя семье и воспитанию детей только при условии согласия на это своего мужа и одновременно достаточного уровня его заработной платы (что в современных условиях почти недостижимо).

Однако дефицит социальных услуг, нехватка детских садов, особенно ясельных групп, либо их недоступность приводят к тому, что многие женщины вынужденно остаются дома, вынужденно ограничивают себя выполнением только роли домашней хозяйки и вынужденно идут на снижение уровня материальной обеспеченности семьи. Женщина, решившая посвятить себя дому и детям (либо по собственной воле, либо из-за невозможности найти соответствующую работу или место в детском учреждении для ребенка), не имеющая своего собственного заработка, а иногда и полноценного образования и потому материально зависимая от своего мужа, в случае развода или просто конфликтной ситуации в семье оказывается в крайне тяжелом, а иногда и безвыходном положении. Ей нужно время, чтобы найти работу, возможно - переквалифицироваться, приобрести новую специальность, закончить прерванное обучение или вообще получить какое-нибудь образование.

Создаваемые государством кризисные социально-реабилитационные центры для женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, помогают хоть как-то снизить напряженность, но не могут полностью решить проблему.

Можно отметить и другие меры поддержки, предпринимаемые государством.

На федеральном уровне устанавливаются государственные пособия, в том числе такие:

- пособие по беременности и родам (в размере от среднего заработка или денежного довольствия до 300 рублей для женщин, ставших безработными по ряду оснований в течение последнего года до рождения ребенка);

- единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (300 рублей);

- единовременное пособие при рождении ребенка (8000 рублей);

- ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения возраста полутора лет.

На региональном уровне некоторые такие меры отражены в Законе Самарской области "О государственной поддержке граждан, имеющих детей". Сам по себе, этот закон гендерно нейтрален, так как его действие распространяется на всех граждан, независимо от пола (за исключением доплаты на питание беременным). Настоящим Законом устанавливаются виды государственной поддержки граждан, имеющих детей, в том числе такие:

1) ежемесячное пособие на ребенка - 130 рублей. Право на это пособие имеет один из родителей (усыновителей и др.), в семьях со среднедушевым доходом не выше прожиточного минимума. Размер пособия увеличивается вдвое для детей одиноких матерей, на 50% - для детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов либо в других установленных случаях;

2) доплаты к ежемесячному пособию на ребенка, которые устанавливаются в особых случаях, например, для семей, получающих социальную помощь из областного бюджета и имеющих среднедушевой доход ниже 50 процентов величины прожиточного минимума в Самарской области (80 рублей для семей, 160 рублей для матерей-одиночек);

3) ежемесячное пособие (200 руб.) на питание беременным женщинам, вставшим на учет в государственные или муниципальные медицинские учреждения, проживающие в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не выше прожиточного минимума;

4) ежегодное единовременное пособие (200 руб.) на каждого ребенка к началу учебного года в семьях со среднедушевым доходом не выше прожиточного минимума;

5) дополнительные меры социальной поддержки многодетных семей (частичная компенсация услуг ЖКХ, бесплатные лекарства детям до 6 лет, компенсация в размере 100 руб. на проезд учащихся в городском и пригородном транспорте);

6) ежемесячная доплата по уходу за ребенком-инвалидом неработающего трудоспособного родителя, которому установлена компенсационная выплата;

7) ежемесячное пособие одному из родителей (усыновителей и др.), воспитывающих детей в возрасте от 1,5 до 3 лет в семьях со среднедушевым доходом не выше прожиточного минимума, не посещающих дошкольное учреждение, при отсутствии указанных учреждений или свободных мест в них (1000 руб. за первого ребенка, 1500 руб. за второго и 2000 руб. за третьего и последующих). Введение вышеуказанных форм поддержки, безусловно, является необходимой мерой. В то же время, размер пособий необходимо повышать, так как в существующем виде он вряд ли позволит кардинально улучшить положение женщин, воспитывающих детей.

Что касается последнего вида пособия, выплачиваемого при отсутствии мест в дошкольных учреждениях, то, чтобы оно не напоминало "откупную" государства, не способного обеспечить граждан дошкольными учреждениями, следует разработать правовые формы самообеспечения граждан такого рода социальными услугами, например, через создание домашних детских садов с официальным статусом общественной или некоммерческой организации и упрощенным порядком создания и отчетности.

Кроме того, совершенно не урегулирован в законодательстве вопрос, так называемого, "домашнего труда". Опросы общественного мнения показывают, что в России в большинстве семей мужчина либо вообще не занимается домашней работой, либо выполняет значительно меньшую ее часть. Занятость же на работе у мужа и жены примерно одинакова. Следовательно, женщина-жена имеет гораздо меньше условий для самообразования и саморазвития (у нее не хватает на это времени после выполнения всех домашних обязанностей), чем мужчина-муж, а это уменьшает и ее возможности для общественной самореализации в карьере и политике.

ПРАВА НА САМОРЕАЛИЗАЦИЮ

Анализ законодательства показывает, что для этой группы прав (на образование, на информацию, на мнение, и др.) не установлено практически никаких гендерных различий, они одинаковы как в отношении мужчин, так и женщин. Те небольшие различия в условиях, которые имеются, обусловлены выполнением женщинами своих репродуктивных функций (например, отпуск по беременности и родам).

Однако на практике разница достаточно сильная, и обусловлена она тем, что имеющиеся механизмы для самореализации и самоактуализации гражданина адаптированы под возможности мужской части населения, имеющей меньшие физиологические потребности, менее занятой домашним трудом и воспитанием детей, имеющей большие финансовые возможности.

В последнее время женщины стали более активно входить в общественную жизнь не формально, по установленным квотам, а реально. Например, среди активистов неправительственных организаций женщин, по разным оценкам, до 70%. Таким образом, формируется система общественно-политического баланса, когда противовесом преимущественно мужскому типу политической власти является преимущественно женское общественное движение.

Для достижения действительного баланса должны быть предприняты (и поддержаны государством) меры, обеспечивающие реальное соблюдение прав на самореализацию женщин. В частности, возможно было бы при поддержке государства развивать те формы образования, которые были бы доступны женщине в вечернее время или в дистанционном режиме, на условиях льготной оплаты женщинами, воспитывающими детей до 3 лет (вариант - до 5, до 7 лет). Пока такие образовательные возможности ориентированы, скорее, на "бесполого" ученика, и особенно на инвалидов, в отношении которых государством предпринимаются (хоть и слабые) попытки организовать дистанционное обучение. Возможно ввести льготные условия создания и деятельности для общественных организаций, чья деятельность направлена на преодоление социальных проблем, которые в настоящее время государство не способно решить (хотя бы в сфере социальных - семейных, детских, образовательных и др. - услуг).

РЕКОМЕНДАЦИИ

Реальное равенство двух полов обеспечивается через равенство возможностей, обеспечение которых связано с проведением антидискриминационной политики через установление государством специальных мер по защите равенства там, где есть его нарушение. Эта сфера должна быть объектом особого внимания со стороны государственных структур и общества.

Учитывая обозначенные выше проблемы, предлагается сосредоточить внимание на следующих первоочередных задачах, выбирая при их решении действия, соответствующие тому уровню законодательства или общественных традиций, которое обусловило появление этих проблем:

1. Разработать меры обеспечения активного избирательного права женщины (права "быть избранной") и меры ответственности политических объединений за несоблюдение этого права.

2. Разработать дифференцированную систему административных наказаний работодателя за нарушение законодательства о труде и об охране труда.

3. Разработать систему мер поощрения работодателей, использующих исключительно или преимущественно женский труд, предоставляющих дополнительные меры поддержки женщинам-матерям, девушкам без опыта работы и женщинам в возрасте старше 45 лет.

4. Принять меры по повышению уровня заработной платы в преимущественно "женских" сферах занятости.

5. Ввести меры государственной поддержки нестандартных форм занятости, например, надомной работы, малого предпринимательства, услуг в сфере народных промыслов и др., которые более удобны для женщин, воспитывающих детей.

6. Разработать правовые формы самообеспечения граждан необходимыми социальными услугами, например, через создание домашних детских садов с официальным статусом общественной или некоммерческой организации и упрощенным порядком создания и отчетности.

7. Пересмотреть нормы статей 89 и 90 Семейного кодекса Российской Федерации в части взаимной материальной ответственности супругов.

8. Пересмотреть в сторону увеличения размер социальных пособий для семей и матерей, воспитывающих детей.

9. Распространить выплату пособия по уходу за ребенком на детей в возрасте от 1,5 до 3 лет.

10. Провести обсуждение возможности нормативного регулирования "домашнего труда".

11. Развивать те формы образования, которые были бы доступны женщине в вечернее время или в дистанционном режиме, на условиях льготной оплаты женщинами, воспитывающими детей до 3 лет (вариант - до 5, до 7 лет).

12. Ввести льготные условия создания и деятельности для общественных организаций, чья деятельность направлена на преодоление социальных проблем, которые в настоящее время государство не способно решить.

 

Разделы библиотеки

Журналы

Информация

 

 

 
 

Copyright © 1996–2024 womnet.ru