обеспечение доказательств в интернете, Новое в трудовом законодательстве

Главная Обзор СМИ О сети Журналы База данных Библиотека
 
 

Обзор СМИ

"НАСТОЯЩИЙ МУЖЧИНА" БУДУЩЕГО

09.07.2010

Кэтрин БЕННХОЛД.

Брянский рабочий

Брянск

У Микаэля Карлссона есть снегоход, две охотничьих собаки и пять ружей. В свободное время он охотится на лосей и обменивается с другими отцами опытом приучения ребенка к горшку. Разговаривая с нами, он держит на руках свою двухлетнюю дочь Сири. Ему даже в голову не приходило, признается Микаэль, не взять отпуск в связи с рождением ребенка: "Все так делают".

Брать отпуск, для того чтобы на какое-то время посвятить себя исключительно заботам о новорожденном ребенке, в равной степени принято как у столичных жителей, так и у обитателей далеких приполярных провинций. Так поступают 85 процентов шведских отцов, а те немногие, кто этого не делает, встречают непонимание со стороны родственников, друзей и коллег. В то время как в некоторых странах все еще актуальным считается вопрос о праве женщин на отпуск в связи с рождением ребенка, желающим заглянуть в будущее стоит обратить внимание на Швецию.

Принятый в свое время закон, в соответствии с которым из в общей сложности 13-месячного щедро оплачиваемого отпуска по рождению ребенка как минимум два месяца может использовать только отец (вполне возможно, что после предстоящих в сентябре всеобщих выборов эта квота будет увеличена до четырех месяцев), запустил процесс глубоких социальных измене -ний в шведском обществе.

Работодатели уже привыкли, что взять отпуск в связи с рождением ребенка могут не только женщины, но и мужчины, и воспользовавшийся этим правом мужчина уже не рискует испортить себе карьеру. Закон положительно сказался на выравнивании зарплат, получаемых мужчинами и женщинами, а изменившееся в результате представление о распределении обязанностей в семье привело к снижению количества разводов. В целом этот поразительный пример успешной социальной инженерии ведет к утверждению в обществе нового представления о том, что такое "настоящий мужчина".

"Все больше мужчин не хотят ограничивать свою жизнь работой", - рассказывает Бенгт Вестерберг. Долгое время он был противником обязательного резервирования для отцов части отпуска в связи с рождением ребенка, но в 1995 году, занимая пост заместителя премьер-министра страны, сам взял такой отпуск. По его словам, сегодня большинство молодых матерей рассчитывают на то, что их мужья тоже на какое-то время полностью посвятят себя ребенку.

В 1974 году в Швеции впервые в мире понятие об отпуске по беременности было заменено в законодательстве понятием об отпуске для родителей. Первых мужчин, воспользовавшихся этим правом, называли "бархатными папашами". Поначалу, несмотря на все усилия правительства (организовавшего, в частности, рекламную кампанию, лицом которой стал известный спортсмен-штангист, держащий в своих могучих руках младенца), шведские отцы не торопились воспользоваться своим правом на отпуск. В 1991 году, когда Бенгт Вестерберг получил портфель в правительстве, правом на отпуск в связи с рождением ребенка воспользовались всего 6 процентов шведских молодых отцов.

Складывался определенный порочный круг: отпуск в связи с рождением ребенка и обязанности по уходу за детьми оставались исключительно женской прерогативой не только в силу традиции, но и потому, что женщины зарабатывали меньше, чем их мужья. В свою очередь, уход в декретный отпуск способствовал закреплению неравенства в оплате их труда. А работодатели ясно давали понять своим сотрудникам мужского пола, что отпуск по уходу за ребенком несовместим с перспективой карьерного роста.

После того как в 1995 году часть общего времени, отведенного родителям на отпуск после рождения ребенка, была законодательно закреплена исключительно за мужчинами, ситуация моментально стала меняться. Закон не принуждал отцов сидеть с детьми, но если они решали не использовать это право, общая продолжительность оплачиваемого отпуска, на который имеют право родители, сокращалась на месяц. Вскоре правом на отпуск стали пользоваться восемь из десяти молодых отцов. В 2002 году "мужская квота" была увеличена до двух месяцев. На количество мужчин, решаю -щих принять участие в заботе о новорожденном, это не повлияло, зато продолжительность их отпуска увеличилась вдвое. Очевидно, решающую роль сыграло гарантированное государством сохранение дохода. Кроме того, у мужчин появился сильный аргумент в разговоре с работодателем, которому не нравится, когда его сотрудник на два месяца превращается в домохозяйку.

В целом "отцовские месяцы" позитивно влияют на многие аспекты социальной организации. Так, исследование, проведенное в марте этого года шведским Институтом изучения политики в области занятости, выявило четкую статистическую зависимость между использованием отцами этого права и ростом заработной платы матерей: в среднем на каждый месяц, проведенный отцом дома с ребенком, приходится 7-процентное увеличение зарплаты его жены. В семьях, где родители имеют высшее образование, отпуск в связи с рождением ребенка все чаще делится между супругами поровну. Многие предпочитают использовать отпуск попеременно, короткими частями, чтобы ни один из двоих супругов не занял доминирующую роль и не отвлекался от работы слишком надолго.

Родители имеют право использовать 390 дней оплаченного отпуска по своему усмотрению и в любое время до достижения ребенком возраста 8 лет. Отпуск можно использовать отдельными месяцами, неделями, днями и даже часами, что нередко создает сложности для работодателей.

Швеция, население которой составляет 9 млн. человек, приняла стратегический курс на вовлечение женщин в экономику во время бума 60-х годов, когда другие страны активно привлекали трудовых мигрантов. По мере снижения численности населения европейских стран и вновь возникающего дефицита рабочей силы многие государства

начали изучать шведский опыт, рассказывает специалист по проблеме отпусков педагогического института при Лондонском университете Питер Мосс.

Обязательным отпуск в связи с рождением ребенка является только в Португалии, но его продолжительность составляет всего неделю. Дальше всех по этому пути пошла, видимо, Исландия, где три месяца отпуска закреплены за отцом, еще три за матерью, и еще три месяца родители могут использовать по своему усмотрению. Сегодня аналогичная тенденция является характерной уже не только для небольших стран. Например, в 2007 году в Германии вступил в силу закон, закрепивший за отцами два из 14 месяцев оплачиваемого отпуска по рождению ребенка. Раз это удалось осуществить Германии, считает профессор университета Джорджа Вашингтона К. Морган, значит, то же самое могут сделать и большинство других стран.

В Седермальме, престижном островном районе Стокгольма, постоянно можно встретить мужчин, прогуливающихся с колясками, сидящих за столиками кафе, делающих покупки в супермаркетах или отводящих ребенка в детский садик. 35-летний веб-дизайнер К. Боклунд взял отпуск на 10 месяцев, чтобы сидеть со своим полуторагодовалым сыном Гарри. Он признается, что поначалу ему было не по себе: готовка, стирка, бессонные ночи. Но теперь, шесть месяцев спустя, он отлично со всем справляется. "Все оказалось и труднее, и проще, чем представлялось", - говорит он.

 

Разделы библиотеки

Журналы

Информация

 
 

Copyright © 1996–2024 womnet.ru