4. Оценка деятельности национальных механизмов неправительственными
организациями.
4.1. Влияние политических изменений
Политические изменения в странах оказывают заметное влияние
на устойчивость национальных механизмов улучшения положения
женщин, соблюдение прав женщин, а также осуществление программ
по вопросам женщин (в Болгарии, Польше, Румынии и Словакии).
Например, частые смены правительства в Болгарии (7 правительств
за 8-летний переходный период) привели к возникновению многочисленных
трудностей для НПО - трудно определить лиц, ответственных
за осуществление стратегии и программ по вопросам женщин.
В Польше очевиден факт отсутствия последовательности при принятии
решений по проблемам женщин; национальный механизм упразднен,
обязательства прежнего Правительства не выполняются, а доступ
к информации и финансирование отсутствуют для всех женских
организаций, за исключением католических. Политические изменения
оказали также сильное влияние на соблюдение прав женщин. Например,
право на аборты и контрацепцию серьезно ограничено в Польше.
В Словакии женщина, председатель Координационного комитета
по вопросам женщин, занимавшая одновременно пост министра
труда, социальных вопросов и семьи, оставила свой пост, ее
сменил мужчина. Новый министр назначил женщину, Государственного
секретаря, на пост председателя (что противоречит Уставу)
и изменил мандат Комитета.
4.2. Компетенция правительственных и местных должностных
лиц
По мнению представителей НПО, должностные лица всех уровней
правительственных структур не включают комплексного подхода
к проблеме равноправия женщин и мужчин, а те, кто несет ответственность
за осуществление программ достижения равного гендерного статуса,
не достаточно подготовлены к выполнению поставленных перед
ними задач. Правительственные должностные лица в своей работе
вообще не учитывают гендерный фактор. Приведем несколько примеров:
"у нас была курьезная ситуация с должностными лицами, которые
сказали, что наш доклад вызвал большой интерес, поскольку
до этого они никогда даже не задумывались о некоторых из поставленных
вопросов" (Украина). "Вы можете до бесконечности ожидать ответов
на свои письма. В управлении Представительства никто ничего
не знает. Руководитель Представительства интересуется лишь
проблемами многодетных семей и, по-видимому, не видит проблем
в отношении равного гендерного статуса" (Польша).
4.3. Соблюдение международных обязательств
Отсутствует последовательность выполнения Платформы действий
и наблюдение за соответствием правительственных обязательств
международным документам. Реального осуществления Платформы
действий не наблюдается. Например, в Польше только НПО озабочены
выполнением данного документа; Женская ассоциация по вопросам
равного гендерного статуса - Пекин 1995 разослала 88 анкет
в 39 центральных управлений и институтов, а также в 49 воеводств
(местные государственные органы власти в Польше) с вопросами,
касающимися осуществления Национального плана действий. Ассоциация
получила только 5 анкет от центральных институтов и ни одной
из воеводств. Такая реакция явилась прямым результатом письменного
распоряжения Представительства по делам семьи ("не разумно
предоставлять информацию Женской ассоциации по вопросам равного
гендерного статуса по пунктам, предложенным в анкете").
4.4. Государственные бюджеты для женских программ
После Пекинской конференции финансовые средства из национальных
бюджетов в поддержку женских программ были увеличены лишь
в Венгрии (на 30%), в Словакии и в Украине. По остальным странам
информация о выделении специальных средств на женские программы
отсутствует.
4.5. Взаимодействие национальных механизмов с НПО
В целом, взаимодействия и сотрудничества национальных механизмов
с НПО на постоянной основе нет. Однако можно привести несколько
положительных примеров:
В Болгарии Межведомственная рабочая группа,
возглавляемая Генеральным секретарем Министерства труда и
социальных вопросов, после проведения консультаций с женскими
НПО достигла успехов в разработке Национального плана действий,
который в октябре 1996 года был одобрен Правительством.
В Венгрии, так называемый "Гражданский Форум",
организованный Департаментом по вопросам равных возможностей,
будет осуществлять сотрудничество с Отделом представительства
женщин.
Правительство намерено создать ряд Советов по подготовке
решений, касающихся различных категорий людей, нуждающихся
в поддержке, таких как инвалиды, женщины и т.д. В Совет, который
будет заниматься женскими вопросами, будут входить заместители
госсекретарей соответствующих министерств, представители женских
НПО и эксперты. Его задачами будут инициирование новых программ
по обеспечению равных возможностей для женщин и мужчин, выражение
своего мнения на исполнение законов и плана действий правительств.
Похоже, что вскоре мнения и требования НПО будут играть важную
роль в формулировании политики Отдела. Отдел намерен создать
комитеты НПО на местном уровне, чтобы сотрудничать с ними
в сельской местностии обеспечивать выполнение гендерной политики.
В Польше по инициативе Представительства по
вопросам семьи и женщин был создан объединенный форум НПО
и Представительства (май 1996 - октябрь 1997). Форум был организационной
формой объединения и проводил ежемесячные встречи. Он был
задуман как консультативный, совещательный и формулирующий
мнение орган, включающий в себя 38 НПО. Наиболее ощутимым
результатом сотрудничества внутри Форума была работа над Национальным
планом действий.
В Румынии, несмотря на растущую включенность
женских НПО в общественную жизнь, национальный механизм предпочитает
работать с НПО, занимающимися вопросами, связанными с правами
человека. Пилотный центр помощи и защиты женщин - жертв домашнего
насилия был создан в 1997 году, он координировался Министерством
труда и социальной защиты. Работа двух важных НПО объединена
в программу "Румынское независимое общество прав человека
и Лига защиты прав человека". В тоже время было заключено
соглашение о сотрудничестве между национальным механизмом
и некоторыми женскими организациями, созданными при главной
конфедерации профсоюзных комитетов Румынии.
В Словакии представители НПО являются частью
национального механизма. В него входят члены Координационного
комитета по вопросам женщин, представители научного сообщества,
профсоюзов, церкви и других аналогичных организаций.
4.6. Сотрудничество национального механизма и парламента
Сотрудничество между национальным механизмом и парламентами
перечисленных стран до сих пор не налажено. В Словакии при
Комиссии по здравоохранению в Парламенте существует Женская
комиссия, но она не может влиять на принятие основных решений.
В Румынии в рамках Комиссии парламента по европейской интеграции
существует Подкомиссия по равным возможностям.
4.7. Сотрудничество парламента и НПО
Постоянного сотрудничества между парламентом и НПО в Албании,
Болгарии, Македонии и Украине не наблюдается. Польские НПО
сотрудничают с Парламентской группой женщин в рамках объединенного
Форума, основанного в начале 1998 года. В Румынии Подкомиссия
по равным возможностям иногда сотрудничает с женскими НПО
на семинарах, при обсуждении законодательства и в образовательных
программах. Парламентская комиссия по продвижению прав человека
(возглавляемая женщиной сенатором) консультировала женские
НПО по вопросу легальности абортов. В России Московский центр
гендерных исследований (Проект гендерной экспертизы) сотрудничает
с Комитетом по делам женщин, семьи и молодежи Государственной
Думы по вопросу обеспечения равных возможностей для женщин
и мужчин. В Словакии такое сотрудничество осуществляется в
рамках деятельности политических партий.
4.8.Учет гендерных интересов правительствами
По мнению представителей женских НПО, правительства не учитывают
гендерные интересы при принятии решений и в проводимой ими
политике (в России были сделаны первые шаги). В Польше представители
женских НПО оценивают подход правительства к вопросам женщин
как консервативный и традиционный, что не соответствует Пекинским
обязательствам.
4.9. Выполнение Национального плана действий
Несмотря на то, что Национальные планы действий были официально
приняты правительствами, в Болгарии не сделано ничего, в Албании
выполнен только небольшой объем работ, в Словакии НПД выполнен
недостаточно, в Венгрии и России выполнен только частично.
В Польше, по данным исследований Женской ассоциации по вопросам
равного гендерного статуса, большинством центральных органов
правительства НПД не выполняется. Работают только некоторые
из них, и в очень ограниченной области, а на местном уровне
нет личной ответственности за выполнение НПД. В Румынии в
программе и стратегии Правительства, избранного в ноябре 1996
года, нет даже упоминания о стратегии или мерах достижения
равных возможностей. На фоне общей политической и экономической
нестабильности в стране выполнение НПД было бы все же желательно,
поскольку никаких существенных изменений в положении женщин
в Румынии не произошло. В Украине НПД выполняется регулярно.
Национальные планы действий не обеспечивались фондами, предназначенными
для их выполнения.
Назад
|