Четверг,
17 Февраля 2005
6:7
  Библиотека
4. Оценка деятельности национальных механизмов неправительственными организациями.

4.1. Влияние политических изменений

Политические изменения в странах оказывают заметное влияние на устойчивость национальных механизмов улучшения положения женщин, соблюдение прав женщин, а также осуществление программ по вопросам женщин (в Болгарии, Польше, Румынии и Словакии). Например, частые смены правительства в Болгарии (7 правительств за 8-летний переходный период) привели к возникновению многочисленных трудностей для НПО - трудно определить лиц, ответственных за осуществление стратегии и программ по вопросам женщин. В Польше очевиден факт отсутствия последовательности при принятии решений по проблемам женщин; национальный механизм упразднен, обязательства прежнего Правительства не выполняются, а доступ к информации и финансирование отсутствуют для всех женских организаций, за исключением католических. Политические изменения оказали также сильное влияние на соблюдение прав женщин. Например, право на аборты и контрацепцию серьезно ограничено в Польше. В Словакии женщина, председатель Координационного комитета по вопросам женщин, занимавшая одновременно пост министра труда, социальных вопросов и семьи, оставила свой пост, ее сменил мужчина. Новый министр назначил женщину, Государственного секретаря, на пост председателя (что противоречит Уставу) и изменил мандат Комитета.

4.2. Компетенция правительственных и местных должностных лиц

По мнению представителей НПО, должностные лица всех уровней правительственных структур не включают комплексного подхода к проблеме равноправия женщин и мужчин, а те, кто несет ответственность за осуществление программ достижения равного гендерного статуса, не достаточно подготовлены к выполнению поставленных перед ними задач. Правительственные должностные лица в своей работе вообще не учитывают гендерный фактор. Приведем несколько примеров: "у нас была курьезная ситуация с должностными лицами, которые сказали, что наш доклад вызвал большой интерес, поскольку до этого они никогда даже не задумывались о некоторых из поставленных вопросов" (Украина). "Вы можете до бесконечности ожидать ответов на свои письма. В управлении Представительства никто ничего не знает. Руководитель Представительства интересуется лишь проблемами многодетных семей и, по-видимому, не видит проблем в отношении равного гендерного статуса" (Польша).

4.3. Соблюдение международных обязательств

Отсутствует последовательность выполнения Платформы действий и наблюдение за соответствием правительственных обязательств международным документам. Реального осуществления Платформы действий не наблюдается. Например, в Польше только НПО озабочены выполнением данного документа; Женская ассоциация по вопросам равного гендерного статуса - Пекин 1995 разослала 88 анкет в 39 центральных управлений и институтов, а также в 49 воеводств (местные государственные органы власти в Польше) с вопросами, касающимися осуществления Национального плана действий. Ассоциация получила только 5 анкет от центральных институтов и ни одной из воеводств. Такая реакция явилась прямым результатом письменного распоряжения Представительства по делам семьи ("не разумно предоставлять информацию Женской ассоциации по вопросам равного гендерного статуса по пунктам, предложенным в анкете").

4.4. Государственные бюджеты для женских программ

После Пекинской конференции финансовые средства из национальных бюджетов в поддержку женских программ были увеличены лишь в Венгрии (на 30%), в Словакии и в Украине. По остальным странам информация о выделении специальных средств на женские программы отсутствует.

4.5. Взаимодействие национальных механизмов с НПО

В целом, взаимодействия и сотрудничества национальных механизмов с НПО на постоянной основе нет. Однако можно привести несколько положительных примеров:

В Болгарии Межведомственная рабочая группа, возглавляемая Генеральным секретарем Министерства труда и социальных вопросов, после проведения консультаций с женскими НПО достигла успехов в разработке Национального плана действий, который в октябре 1996 года был одобрен Правительством.

В Венгрии, так называемый "Гражданский Форум", организованный Департаментом по вопросам равных возможностей, будет осуществлять сотрудничество с Отделом представительства женщин.

Правительство намерено создать ряд Советов по подготовке решений, касающихся различных категорий людей, нуждающихся в поддержке, таких как инвалиды, женщины и т.д. В Совет, который будет заниматься женскими вопросами, будут входить заместители госсекретарей соответствующих министерств, представители женских НПО и эксперты. Его задачами будут инициирование новых программ по обеспечению равных возможностей для женщин и мужчин, выражение своего мнения на исполнение законов и плана действий правительств. Похоже, что вскоре мнения и требования НПО будут играть важную роль в формулировании политики Отдела. Отдел намерен создать комитеты НПО на местном уровне, чтобы сотрудничать с ними в сельской местностии обеспечивать выполнение гендерной политики.

В Польше по инициативе Представительства по вопросам семьи и женщин был создан объединенный форум НПО и Представительства (май 1996 - октябрь 1997). Форум был организационной формой объединения и проводил ежемесячные встречи. Он был задуман как консультативный, совещательный и формулирующий мнение орган, включающий в себя 38 НПО. Наиболее ощутимым результатом сотрудничества внутри Форума была работа над Национальным планом действий.

В Румынии, несмотря на растущую включенность женских НПО в общественную жизнь, национальный механизм предпочитает работать с НПО, занимающимися вопросами, связанными с правами человека. Пилотный центр помощи и защиты женщин - жертв домашнего насилия был создан в 1997 году, он координировался Министерством труда и социальной защиты. Работа двух важных НПО объединена в программу "Румынское независимое общество прав человека и Лига защиты прав человека". В тоже время было заключено соглашение о сотрудничестве между национальным механизмом и некоторыми женскими организациями, созданными при главной конфедерации профсоюзных комитетов Румынии.

В Словакии представители НПО являются частью национального механизма. В него входят члены Координационного комитета по вопросам женщин, представители научного сообщества, профсоюзов, церкви и других аналогичных организаций.

4.6. Сотрудничество национального механизма и парламента

Сотрудничество между национальным механизмом и парламентами перечисленных стран до сих пор не налажено. В Словакии при Комиссии по здравоохранению в Парламенте существует Женская комиссия, но она не может влиять на принятие основных решений. В Румынии в рамках Комиссии парламента по европейской интеграции существует Подкомиссия по равным возможностям.

4.7. Сотрудничество парламента и НПО

Постоянного сотрудничества между парламентом и НПО в Албании, Болгарии, Македонии и Украине не наблюдается. Польские НПО сотрудничают с Парламентской группой женщин в рамках объединенного Форума, основанного в начале 1998 года. В Румынии Подкомиссия по равным возможностям иногда сотрудничает с женскими НПО на семинарах, при обсуждении законодательства и в образовательных программах. Парламентская комиссия по продвижению прав человека (возглавляемая женщиной сенатором) консультировала женские НПО по вопросу легальности абортов. В России Московский центр гендерных исследований (Проект гендерной экспертизы) сотрудничает с Комитетом по делам женщин, семьи и молодежи Государственной Думы по вопросу обеспечения равных возможностей для женщин и мужчин. В Словакии такое сотрудничество осуществляется в рамках деятельности политических партий.

4.8.Учет гендерных интересов правительствами

По мнению представителей женских НПО, правительства не учитывают гендерные интересы при принятии решений и в проводимой ими политике (в России были сделаны первые шаги). В Польше представители женских НПО оценивают подход правительства к вопросам женщин как консервативный и традиционный, что не соответствует Пекинским обязательствам.

4.9. Выполнение Национального плана действий

Несмотря на то, что Национальные планы действий были официально приняты правительствами, в Болгарии не сделано ничего, в Албании выполнен только небольшой объем работ, в Словакии НПД выполнен недостаточно, в Венгрии и России выполнен только частично. В Польше, по данным исследований Женской ассоциации по вопросам равного гендерного статуса, большинством центральных органов правительства НПД не выполняется. Работают только некоторые из них, и в очень ограниченной области, а на местном уровне нет личной ответственности за выполнение НПД. В Румынии в программе и стратегии Правительства, избранного в ноябре 1996 года, нет даже упоминания о стратегии или мерах достижения равных возможностей. На фоне общей политической и экономической нестабильности в стране выполнение НПД было бы все же желательно, поскольку никаких существенных изменений в положении женщин в Румынии не произошло. В Украине НПД выполняется регулярно.

Национальные планы действий не обеспечивались фондами, предназначенными для их выполнения.

Назад

 

  Разделы библиотеки:

  Международные документы
  Документы РФ по правам женщин
  Документы ООН
  Женские программы
  Женщина в политике
  Женщина и бизнес

  Разделы сайта:

  Информация

  • Подписка на наши новости
  • Форум

(с) 1996–2020 Женская Информационная Сеть
 
Дизайн - ИД "Пасомар"
www.pasomar.ru