Хю псюбхцч жлкюхзоц
Региональный доклад Институциональные механизмы улучшения положения женщин в странах Центральной и Восточной Европы Подготовлен к 43-й сессии Комиссии ООН
по положению женщин Доклад НПО
КАРАТ коалиция в поддержку
региональных действий

Региональная сеть женских неправительственных организаций в странах Центральной и Восточной Европы:

Албания, Болгария, Чешская Республика,
Венгрия, Македония, Польша, Румыния, Россия, Словакия, Украина

Варшава, февраль 1999

ИЦ НЖФ
Москва, декабрь 1999

Содержание

4. Оценка работы национальных механизмов неправительственными организациями

Информация для этого доклада была предоставлена:

 

 

Введение

    Данный региональный доклад основан на национальных докладах, подготовленных женскими НПО из стран Албании, Болгарии, Чешской Республики, Венгрии, Македонии, Польши, Румынии, России, Словакии и Украины. Он был подготовлен к 43-й сессии Комиссии ООН по положению женщин (Нью-Йорк, март 1999 года).

    Мы заявляем, что:

    • Проблемы женщин не являются приоритетными для правительств нашего региона.
    • Международные обязательства по обеспечению равных возможностей для женщин де-факто не выполняются.
    • Нарождающиеся демократии характеризуются частыми сменами правительств, изменениями политического курса и руководящего состава всех уровней, что приводит к отсутствию последовательности в решении женских вопросов.
    • Гендерное сознание отсутствует на всех уровнях общества, поэтому и необходим национальный механизм, способствующий его развитию.

    Все вышеуказанные факты отражают либо полное отсутствие, либо недостаточную эффективность национального механизма, включенного в правительственные структуры отдельных стран.

    Женские НПО играют активную роль в нашем регионе; без их давления в большинстве стран не было бы вообще никакого национального механизма или Национального плана действий (НПД). НПО напоминают правительствам об их обязательствах по решению проблем женщин, принятых на Пекинской конференции. КАРАТ коалиция, поставившая перед собой задачу подготовить доклад об институциональных механизмах улучшения положения женщин в 10 вышеуказанных странах, стремится осуществлять свою деятельность по улучшению положения женщин в региональном масштабе.

    КАРАТ коалиция - это сеть женских НПО из 10 стран Центральной и Восточной Европы, часть из которых принимала участие в Форуме НПО-95 IV Всемирной конференции ООН по положению женщин. Коалиция была создана на конференции в Варшаве 1 февраля 1997 года. Ее миссия - способствовать и обеспечивать фактическое гендерное равенство в Центрально-Восточно-Европейском регионе через продвижение Платформы действий, принятой в Пекине в 1995 году, а также привлекать внимание к региону на международных форумах. Члены КАРАТ коалиции осуществляют мониторинг выполнения Платформы действий и Национальных планов действий.

 


1. Национальный механизм для выполнения Платформы действий

    1.1. Первые шаги в создании национальных механизмов

    Первые попытки создать национальный механизм были предприняты в Польше в 1986 году сразу же после конференции в Найроби, затем в Албании в 1992 году и в России в 1993 году. В остальных странах национальные механизмы начали создаваться после Пекинской конференции, состоявшейся в 1995 году (см. таблицу 1).

    Таблица 1. Страны и время создания и задействования национальных механизмов улучшения положения женщин

Год Албания Болгария Чешская Респ. Венгрия Македония Польша Румыния Россия Словакия Украина
1986 . . . . . + . . . .
1987 . . . . . + . . . .
1988 . . . . . + . . . .
1989 . . . . . . . . . .
1990 . .. . . . . . . . .
1991 . . . . . + . . + .
1992 + .. . . . + . . + .
1993 + . . . . . . + . .
1994 + . .. . . + . + . .
1995 + + . + . + + + . .
1996 + + . + . + + + + +
1997 + . . + + + + + + +
1998 + . + + + . + + + +

    Примечание: В Румынии, России и Словакии существует не один, а несколько национальных органов, занимающихся вопросами улучшения положения женщин.

    1.2. Развитие национальных механизмов

    Анализ прежних и нынешних структур, входящих в национальные механизмы, показывает, что проблемы женщин в шести странах (Албания, Венгрия, Польша, Румыния, Россия, Украина) рассматриваются вместе с вопросами семьи, в трех странах (Румыния, Россия, Украина) - с вопросами молодежи или детей, в двух странах (Болгария и Венгрия) - с социальными и демографическими вопросами. В некоторых странах слово "женщина" исчезло из названий национальных механизмов, это означает, что они не могут рассматриваться как национальные институты, отвечающие за улучшение положения женщин. Следует отметить, что названия национальных механизмов очень часто изменялись в Албании, Венгрии и Польше.

    Албания

    Название национального механизма изменялось 4 раза. В 1992 году это был Отдел по вопросам женщин и семьи при Министерстве труда, эмиграции и социальных вопросов. В 1994 году его структура была усовершенствована, и он стал называться Департаментом по делам женщин и семьи. Спустя два года (в 1996 году) статус Департамента подняли на более высокий уровень, он стал называться Государственным секретариатом по вопросам женщин и вошел в состав Министерства культуры, молодежи и женщин. В марте 1997 года произошло еще одно изменение, явившееся возвратом к прежней модели. Вместо Государственного секретариата был создан Департамент по вопросам женщин и семьи в том же Министерстве культуры, молодежи и женщин. В ноябре 1997 года Департамент вновь вернулся в Министерство труда, социальных вопросов и женщин. Первого июля 1998 года постановлением Совета Министров был создан Национальный комитет по делам женщин и семьи, однако в состав правительства он не вошел.

    Болгария

    В настоящее время национальный механизм улучшения положения женщин не создан. С октября 1995 по январь 1997 года существовал межправительственный консультативный Национальный совет по социальным и демографическим вопросам. В феврале 1997 года временное правительство (февраль - май) упразднило Совет. В декабре 1997 года правительство создало новый Национальный совет по социальным и демографическим вопросам.

    Чешская Республика

    Механизм был создан на основании решения, принятого правительством 7 января 1998 года. Он представляет собой Отдел по обеспечению равных возможностей для женщин и мужчин и является структурным подразделением Министерства труда и социальных вопросов.

    Венгрия

    Национальный механизм раньше назывался Департаментом политики в отношении женщин при Министерстве труда и действовал до конца 1995 года. В 1996 году было изменено название на Департамент по равным возможностям. После смены правительства, последовавшей за майскими выборами 1998 года, он был переименован и реорганизован в Отдел представительства женщин при Министерстве по социальным вопросам и делам семьи. Состав сотрудников практически не изменился.

    Македония

    Национальный механизм начал свое существование с создания Департамента по вопросам улучшения положения женщин и гендерного равенства в Министерстве труда и социальных вопросов в январе 1997 года.

    Польша

    В настоящее время национального механизма улучшения положения женщин нет. Первый шаг по созданию механизма был сделан в 1986 году после конференции в Найроби решением правительства. Было создано Представительство по вопросам женщин при правительстве. Так было до 1991 года (хотя с 1989 по 1991 год не было руководства), когда по решению Правительства название было изменено на Представительство по вопросам женщин и семьи. В 1995 году оно вновь было переименовано в Представительство по вопросам семьи и женщин, просуществовавшее вплоть до октября 1997 года, когда было упразднено новым Правительством правого крыла. В ноябре 1997 года было создано Представительство по вопросам семьи.

    Румыния

    В настоящее время в Румынии существует несколько органов, занимающихся проблемами улучшения положения женщин. Департамент по вопросам улучшения положения женщин и семейной политики находится при Министерстве труда и социальной защиты. В 1998 году по решению правительства название Департамента было изменено на Департамент по вопросам улучшения положения и обеспечения прав женщин и семейной политики. Также существует Департамент по охране детей, женщин и семьи при Уполномоченном по правам человека. На парламентском уровне существует Подкомиссия по равным возможностям, созданная по решению парламента при Комиссии по европейской интеграции.

    Россия

    При Министерстве труда и социального развития был создан Департамент по делам семьи, женщин и детей. Существует также Комиссия по вопросам женщин, семьи и демографии на уровне Администрации Президента и Комитет по делам женщин, семьи и молодежи в Парламенте.

    Словакия

    В 1991 году в Правительстве был создан Комитет по делам женщин и семьи, но он просуществовал лишь два года. В настоящее время два учреждения могут рассматриваться как национальный механизм: Координационный комитет по вопросам женщин, созданный 13 февраля 1996 года Правительством Словакии, и Национальный гендерный центр по вопросам равенства, созданный в 1997 году в рамках соглашения между Правительством и Программой развития ООН (ПРООН). Первый существует при Министерстве труда, социальных вопросов и семьи, а второй, имеющий статус НПО, официально независим, его бюджет основывается на двухлетнем проекте (до 1999 года). В настоящее время создается специальный Департамент по делам женщин в Министерстве труда, социальных вопросов и семьи.

    Украина

    Министерство по делам семьи и молодежи (созданное по Указу Президента) теоретически несет ответственность за улучшение положения женщин, однако учрежденный при нем в 1998 году Гендерный совет не уполномочен формулировать или осуществлять правительственную политику в отношении равенства женщин и мужчин.

    1.3. Мандаты национальных механизмов

    Албания

    Национальный комитет по делам женщин и семьи отвечает за осуществление правительственной политики в отношении женщин и по вопросам женщин, а также за реализацию и оценку правительственных программ, касающихся женщин и семьи. В задачи Комитета входит как координация программ по обеспечению равенства женщин из центральных и отдаленных административных районов, так и по обеспечению поддержки и координации деятельности женских НПО. В обязанности Комитета входит разработка новых законопроектов, подготовка поправок к существующим законам по правам женщин и детей с тем, чтобы привести их в соответствие с международными нормами.

    Болгария

    Прежний Национальный совет по социальным и демографическим вопросам имел нечеткие полномочия на разработку рекомендаций правительству по гендерным вопросам и вопросам национальных меньшинств и должен был осуществлять механизм диалога между правительственными и неправительственными организациями. Председателем Совета являлся заместитель премьер-министра по вопросам социальной политики. Институт с тем же названием занимался только проблемами меньшинств, но не занимался вопросами гендерного равенства. Тем не менее, Правительство информировало Комитет по ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (CEDAW) в январе 1998 года о том, что в настоящее время Совет работает над выполнением Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Пекинской платформы действий и Национального плана действий.

    Чешская Республика

    Отдел по обеспечению равных возможностей женщин и мужчин в соответствии с решением Правительства занимается обеспечением равного гендерного статуса и поддерживает женщин-кандидаток на ключевые посты в правительственные органы. При Правительстве создана также Межведомственная комиссия по выполнению решений, принятых на Пекинской конференции. Однако Комиссия состоит из чиновников, которые никогда не имели дело с международной повесткой дня ООН или другими программами, касающимися прав человека. Как следствие этого работа Комиссии пока не дала никаких конкретных результатов.

    Венгрия

    Департамент по равным возможностям реализовывал проекты и осуществлял деятельность в соответствии с постановлением Правительства, известным как Национальный план действий (права женщин, предоставление равных возможностей для женщин, улучшение положения женщин в социальной сфере, выработка рекомендаций в отношении гендерного обучения в общеобразовательных школах, предотвращение насилия в отношении женщин, создание базы данных и информационной системы для женщин и о женщинах). Новый Отдел представительства женщин будет работать по тем же направлениям.

    Македония

    Нет информации

    Польша

    Хотя мандат измененного национального механизма не включает женских вопросов, тем не менее он обязывает Правительство продолжать выполнение Национального плана действий. Фактически же Представительство по вопросам семьи концентрирует свое внимание только на проблемах семьи и детей; социальная роль женщины ограничена исполнением материнских и семейных обязанностей.

    Румыния

    Департамент по вопросам улучшения положения и обеспечения прав женщин и семейной политики несет ответственность за включение проблемы равных возможностей для женщин и мужчин в социальную политику, за приведение существующего законодательства в соответствие с рекомендациями Европейского Союза, за развитие сотрудничества и диалога с гражданским населением. Он должен также координировать национальную стратегию предоставления равных возможностей для женщин и мужчин и гарантировать уважение прав женщин. Подкомиссия по равным возможностям распространяет рекомендации, процедурные правила и другие международные нормативные акты по гендерным вопросам и способствует реализации равных возможностей. Департамент по охране детей, женщин и семьи при Уполномоченном по правам человека обеспечивает осуществление прав вышеупомянутых групп.

    Словакия

    Координационный Комитет по вопросам женщин официально является "консультативным координирующим органом по вопросам женщин при Правительстве". Гендерный центр по вопросам равенства имеет статус НПО.

    Украина

    Совет по гендерным вопросам, созданный в рамках Министерства по делам семьи и молодежи, не имеет четкого мандата на осуществление правительственной политики по улучшению положения женщин.

    Итак, очевидно, что в большинстве стран мандат национальных механизмов по улучшению положения женщин либо нечеткий, либо не определен, либо не имеет властных полномочий.

    1.4. Структура национальных механизмов

    1.4.1. Место в структуре власти

    В странах, где существуют национальные механизмы, они обычно находятся при Министерствах труда и социальных вопросов (Албания, Чешская Республика, Венгрия, Македония, Румыния, Россия, Словакия, Украина).

    1.4.2. Правовая основа

    Ни в одной из этих стран нет механизма, закрепленного отдельным законодательным актом парламента, что делает его уязвимым в плане принятия политических решений в условиях часто меняющихся правительств. Чаще всего он утверждается постановлением Совета Министров: в Албании, Болгарии, Чешской Республике, Македонии, Польше, Румынии, Словакии. В России и Украине он был утвержден Указом Президента.

    1.4.3. Полномочия

    В большинстве стран, где национальный механизм существует, он не имеет полномочий или задач формулирования правительственной политики в отношении гендерного статуса (Чешская Республика, Венгрия, Словакия, Украина). В некоторых странах национальный механизм имеет право на законодательную инициативу, но в Албании, Венгрии, Македонии, Румынии и Словакии оно было использовано достаточно ограниченно. Национальный механизм выражает правительственную политику на национальном и местном уровнях в Албании, Венгрии, Македонии, Румынии, Украине (с ограниченной эффективностью). Почти все механизмы (за исключением Чешской Республики и России) имеют право осуществлять международное сотрудничество.

    1.4.4. Деятельность и людские ресурсы

    В большинстве стран структура национальных механизмов определена не четко, что приводит к сбою, отсутствию стабильности и, фактически, полномочий. Штат недоукомплектован, в основном гендерно нечувствительный, обычно без перспективы повышения квалификации, а также уязвимый в случае политических изменений. В связи с этим нет комплексного подхода к проблеме равенства женщин и мужчин и не развивается сотрудничество с неправительственными организациями.

    1.4.5. Финансовые средства

    Только в Албании, Венгрии и Румынии национальные механизмы имеют отдельный бюджет. Однако бюджет ограничивается зарплатой персонала и административными расходами, за исключением Венгрии, где национальный механизм предоставляет гранты НПО.

    1.4.6. Отчетность

    Некоторые из существующих национальных механизмов должны направлять отчеты о результатах своей деятельности своим правительствам или премьер-министрам по меньшей мере один раз в год: Албания, Македония, Румыния. В Чешской Республике, России, Словакии и Украине частота отчетности не установлена. Во всех странах правительства фактически не подотчетны перед НПО.

    1.4.7. Отделения на местном уровне

    Национальные механизмы в целом не имеют аналогичных структур на местном уровне (за исключением Румынии и Украины).

    Выводы

    1. Национальные механизмы улучшения положения женщин уязвимы в отношении политических изменений для большинства стран. Произошедшие изменения привели к ухудшению статуса национального механизма (Албания), к изъятию слово "женщина" из названия и мандата (Польша), а также к изменению в составе, масштабе деятельности и устойчивости механизма.
    2. Проблемы женщин увязываются с вопросами семьи, молодежи и детей, что ведет к отсутствию четко определенных мандатов национальных механизмов улучшения положения женщин.
    3. В ряде стран существует несколько национальных органов, включенных в процесс улучшения положения женщин (Россия, Румыния и Словакия). В настоящее время Болгария и Польша не имеют национальных механизмов улучшения положения женщин.
    4. В большинстве стран отсутствует постоянная связь между правительствами и НПО.

    Рекомендации:

    • Обеспечить гарантии непрерывного действия и стабильности национальных механизмов на правовой основе в виде "Закона о равенстве".
    • Рассматривать национальный механизм улучшения положения женщин как самостоятельный (не зависящий от других проблем).
    • Учреждать национальный механизм на самом высоком государственном уровне.
    • Четко определить мандат и принципы отчетности национального механизма.
    • Предоставить право национальному механизму оказывать влияние на политику правительства, иметь законодательную инициативу, распоряжаться собственным бюджетом и входить в структуру исполнительной власти.
    • Установить обмен информацией между национальными механизмами и НПО на регулярной основе.
    • Обеспечить отчетность национальных механизмов перед НПО, в том числе регулярную отчетность о проводимой работе.

 


2.Национальные программы и новое законодательство, принятые после Пекинской конференции

    2.1. Национальный план действий (НПД)

    В большинстве стран составлен Национальный план действий, основанный на Пекинской платформе действий. До сих пор такой документ не принят только в Чешской Республике и Македонии.

    2.1.1. Консультативная роль НПО в составлении НПД

    Женские НПО принимали некоторое участие в процессе подготовки НПД в Албании, Польше, Румынии, Словакии и Украине. В Болгарии это была самая первая консультация с НПО. В Польше процесс составления НПД явился показательным примером установления партнерства и эффективного сотрудничества НПО и правительства.

    2.1.2. Приоритетные области

    Большое число областей, вызывающих озабоченность, включено в Национальные планы действий Албании, Болгарии, Польши и Румынии. В Украине приоритетные области не определены. В Чешской Республике и Македонии Национальных планов действий нет (см. таблицу 2).

    Таблица 2. Приоритетные области, включенные в Национальные планы действий

Область. Албания Болгария Чешская
Респ.
Венгрия Македония Польша Румыния Россия Словакия Украина
Дата принятия . 1996 . 1997 . 1996 1996 1996 1997 1997
Женщины и бедность + + . + . + + + . .
Образование и проф.
подготовка женщин
+ + . + . + . + . .
Женщины и здоровье + + . + . + + + + .
Насилие в отношении
женщин
+ + . + . + + + + .
Женщины и вооруж.
конфликты
+ . . . . . . . . .
Женщины и экономика + + . + . + + + + .
Женщины во власти и
принятии решений
+ + . + . + + . . .
Институциональные механизмы
продвижения женщин
+ + . + . + + . + .
Женщины и права
человека
+ + . + . + + + . .
Женщины и средства
массовой информации
+ + . . . + . + + .
Женщины и окружающая
среда
+ + . . . + + . + .
Девочки + . . . . . . . + .

    2.1.3. Ресурсы для выполнение НПД

    Ресурсы для выполнения НПД выделяются правительствами Албании, Венгрии и Украины. Такие шаги не предпринимаются в Болгарии, Польше, Румынии и Словакии.

    2.2. Другие программы и проекты

    Только в нескольких странах правительства разработали дополнительные программы или проекты по улучшению положения женщин (Болгария, Польша, Румыния и Словакия).

    Болгария

    1. ПРООН бизнес-инкубатор для женщин - небольшой пилотный проект в Родопи в Дэвине - совместно с Национальным агентством по занятости.

    2. Проект по вопросам планирования семьи реализуется Министерством здравоохранения в сотрудничестве с Болгарской ассоциацией планирования семьи и сексуального здоровья.

    Польша

    1. Программа "Против насилия - равные возможности" выполнялась Представительством по делам семьи и женщин в сотрудничестве с ПРООН (1996-97 гг.) и была приостановлена в ноябре 1997 года.
    2. Программа малых грантов для НПО реализовывалась Представительством (1996-97 гг.).
    3. Тренинги для женских НПО, участвующих в парламентских и местных выборах (1996 г.).

    Румыния

    1. Консультативный пилотный центр для женщин (1998 г.).
    2. Курсы подготовки и переподготовки для женщин, организованные Окружными управлениями по вопросам трудоустройства и безработицы.

    Словакия

    1. "Словацкие женщины на пути вперед" - информационный проект, цель которого повысить гендерное сознание, усилить вклад женщин в развитие страны.

    2.3. Новое законодательство

    МЕХАНИЗМ РАВНОГО ГЕНДЕРНОГО СТАТУСА

    • Болгария
      мандат национального механизма (вступил в силу в декабре 1997 года) не включает вопросов гендерного равенства.
    • Польша
      Представительство по делам семьи и женщин было заменено на Представительство по делам семьи, мандат которого больше не включает вопросы гендерного равенства и проблемы женщин (1997 г.).
    • Чешская Республика, Македония, Румыния, Словакия и Украина
      созданы национальные механизмы улучшения положения женщин.

    ЗДОРОВЬЕ

    • Венгрия
      Конституционный суд принял решение о внесении к 2000 году изменений в Закон о защите внутриутробной жизни (закон об абортах), в целях определения более четких мер по защите прав нерожденного человека (плода).
    • Польша
      • предмет "половое воспитание" был изъят из школьной программы (1999 г.),
      • положение о легализации абортов по социальным причинам было отменено (декабрь 1997 г.),
      • услуги по планированию семьи не входят в перечень бесплатных медицинских услуг, которыми женщины могут воспользоваться,
      • пять из восьми контрацептивов были удалены из списка бесплатных препаратов (1998 г.).

    НАСИЛИЕ В ОТНОШЕНИИ ЖЕНЩИН

    • Албания
      Приняты дополнительные поправки, касающиеся насилия в проституции и сексуальных отношениях.
    • Болгария
      В Уголовный кодекс внесены поправки, касающиеся торговли людьми, сексуальной эксплуатации детей и женщин.
    • Чешская Республика
      Законы, касающиеся финансовой поддержки жертв насильственных преступлений, обязывают органы расследования информировать жертвы о возможной финансовой поддержке в случае получения телесных повреждений или даже смерти.
    • Венгрия
      • В Уголовный кодекс внесены статьи, предусматривающие уголовную ответственность за изнасилование в браке.
      • Принято новое постановление по проблемам проституции в рамках Закона об организованной преступности. Это шаг по направлению к легализации и эксплуатации проституции (районы красных фонарей, где разрешается проституция, регистрация лиц занимающихся проституцией и т.д.). Это противоречит Нью-йоркской конвенции.
    • Румыния
      Разработан проект закона о легализации проституции, но пока не принят.
    • Украина
      В Уголовный кодекс внесены статьи, предусматривающие меры наказания за незаконные действия по усыновлению детей и торговле людьми.

    ЗАНЯТОСТЬ

    Чешская Республика:
    Принят новый Закон о заработной плате, предполагающий равную оплату за равный труд.

    Венгрия
    В 1998 году принято постановление, запрещающее работодателям давать объявления о наличии рабочих мест только для мужчин.

    Польша
    В 1996 году в Трудовой кодекс внесены статьи, касающееся равных прав и равного обращении с женщинами и мужчинами, а также недопустимости гендерной дискриминации на рабочих местах. Однако процедура выполнения данных статей не предусмотрена.

    Румыния
    В 1998 году был принят закон об отпусках, предоставляемых родителям. Он способствует равному разделению семейных обязанностей, предоставляя 5-ти дневный оплачиваемый отпуск для отцов при рождении ребенка и дополнительный 10-ти дневный отпуск для отцов, которые посещали курсы по уходу за детьми. Предполагается принятие законопроектов, обязывающих не учитывать при приеме на работу гендерный статус и семейное положение, а также законов, предусматривающих санкции за сексуальные домогательства на рабочем месте.

    2.4. Правовые гарантии равного гендерного статуса

    Конституции. В Конституциях всех перечисленных выше стран существуют правовые гарантии гендерного равенства. Согласно Конституциям, все граждане равны не зависимо от социального положения, вероисповедания, этнического происхождения, пола и т.д. В некоторых Конституциях также закреплено, что женщины и мужчины имеют равные возможности в общественной, политической и культурной жизни, образовании и профессиональном обучении, а также получают равную плату за труд равной ценности (Польша, Румыния, Россия, Украина). В Болгарии Конституция не гарантирует равную оплату за труд равной ценности; женщины упоминаются лишь в связи с замужеством, "матери" же являются объектами особой защиты. В Конституции Венгрии допускается позитивная дискриминация в отношении социальных групп, ранее подвергавшихся дискриминации, к которым могут относиться и женщины.

    Закон о равенстве. Ни в одной из этих стран нет специального законодательства по равному гендерному статусу. В Польше был подготовлен проект такого закона, но вызвал негативную реакцию правительства. В Румынии подобный закон подлежит рассмотрению в парламенте.

    Трудовой и Семейный кодексы. Трудовой и Семейный кодексы Албании, Болгарии, Польши, Румынии, России и Украины включают гарантии равного обращения с женщинами и мужчинами. В Трудовом кодексе Венгрии нет четких положений, обеспечивающих равную оплату за равный труд, но Трудовой кодекс запрещает гендерную дискриминацию на работе. Важно отметить, что, хотя гарантии равных прав провозглашаются, процедур осуществления этих прав нет. Румыния - единственная страна, где гарантии равенства осуществляются через институт Уполномоченного по правам человека.

    Выводы

    1. Хотя Национальные планы действий были разработаны почти во всех странах, в большинстве из них ресурсов, выделяемых на их выполнение, недостаточно или же нет вообще.
    2. В процессе подготовки Национальных планов действий наблюдалось несколько положительных примеров сотрудничества НПО с правительствами.
    3. Хотя в большинстве стран обеспечивается некоторое правовое регулирование гендерного равенства, почти во всех случаях процедуры реализации этих законов и механизмы подачи рекламаций не разработаны.
    4. Ни в одной из этих стран не было принято специальное законодательство по равному гендерному статусу.

    Рекомендации

    • Принять законы о гендерном равенстве.
    • Пересмотреть законодательство по правам человека женщин (например, репродуктивные права в Польше).
    • Обеспечивать финансовую поддержку для выполнения Национального плана действий и других программ по улучшению положения женщин.

 


3. Данные с разделением по полу и исследования положения женщин

    3.1. Статистические данные и исследования

    Данные с разделением по полу лишь частично присутствуют или же отсутствуют вовсе в статистических ежегодниках всех перечисленных стран. Правительства не оказывают прямую (Албания, Болгария) или косвенную (Чешская Республика, Венгрия, Польша, Румыния, Россия и Словакия) поддержку исследованиям и анализу положения женщин.

    3.2. Гендерные исследования

    Курсы по гендерным исследованиям являются большей частью результатом частных инициатив. В Румынии степень магистра по гендерным исследованиям была учреждена с октября 1998 года в Национальной школе политических и административных наук. В России правительство финансирует Лабораторию гендерных исследований в ИСЭПН Российской академии наук и Лабораторию развития гендерных исследований при педагогическом отделении Московского государственного университета. Курсы по женским или гендерным исследованиям читаются в нескольких государственных университетах Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии и Словакии.

    3.3. Опросы общественного мнения по женскому или равному гендерному статусу

    Лишь в отдельных из перечисленных выше стран государственные институты проводят опросы общественного мнения по проблемам женщин (Чешская Республика и Польша). Чаще такие опросы проводятся независимыми агентствами, НПО или независимыми исследователями при поддержке Европейского Союза, ПРООН, МОТ или других западных организаций (Албания, Болгария, Польша, Россия, Словакия). Только в Словакии при проведении опросов общественного мнения женщинам задавался вопрос, улучшилась ли и каким образом их жизнь после Пекинской конференции.

    3.4. Средства массовой информации

    В средствах массовой информации не поднимаются вопросы равного гендерного статуса (Албания, Чешская республика, Россия) или поднимаются очень редко, в основном благодаря усилиям НПО. Часто информация, касающаяся проблем женщин, появляется как сенсационный материал, пример тому - Венгрия, где средства массовой информации сообщают о случаях женской дискриминации или насилия, или какого-либо экстраординарного события, связанного с репродуктивностью женщин (например, беременность несовершеннолетних, обсуждение проблем, связанных с абортами и т.д.). Рекламные сообщения обычно пропагандируют стереотипный образ женщины как хорошей матери и хозяйки.

    3.5. Распространение правительствами статистических данных и результатов исследований

    В большинстве стран статистические данные и исследования положения женщин не распространяются правительственными учреждениями (Албания, Болгария, Чешская Республика, Венгрия, Польша, Румыния, Словакия). Только по настоянию НПО в Украине Правительство распространяет статистические данные и результаты исследований на конференциях и в публикациях.

    Выводы:

    Обычно правительственные программы не включают стратегических исследований, касающихся положения женщин во всех сферах социальной жизни.

    Рекомендации:

    • Собирать, обрабатывать, анализировать и предоставлять данные только в гендерно разделенном виде (т. е. с разделением по полу).
    • При формировании политики и осуществлении программ и проектов использовать данные, учитывающие половую принадлежность.
    • Поддерживать и разрабатывать учебные программы по гендерным исследованиям в университетах.

 


4. Оценка деятельности национальных механизмов неправительственными организациями.

    4.1. Влияние политических изменений

    Политические изменения в странах оказывают заметное влияние на устойчивость национальных механизмов улучшения положения женщин, соблюдение прав женщин, а также осуществление программ по вопросам женщин (в Болгарии, Польше, Румынии и Словакии). Например, частые смены правительства в Болгарии (7 правительств за 8-летний переходный период) привели к возникновению многочисленных трудностей для НПО - трудно определить лиц, ответственных за осуществление стратегии и программ по вопросам женщин. В Польше очевиден факт отсутствия последовательности при принятии решений по проблемам женщин; национальный механизм упразднен, обязательства прежнего Правительства не выполняются, а доступ к информации и финансирование отсутствуют для всех женских организаций, за исключением католических. Политические изменения оказали также сильное влияние на соблюдение прав женщин. Например, право на аборты и контрацепцию серьезно ограничено в Польше. В Словакии женщина, председатель Координационного комитета по вопросам женщин, занимавшая одновременно пост министра труда, социальных вопросов и семьи, оставила свой пост, ее сменил мужчина. Новый министр назначил женщину, Государственного секретаря, на пост председателя (что противоречит Уставу) и изменил мандат Комитета.

    4.2. Компетенция правительственных и местных должностных лиц

    По мнению представителей НПО, должностные лица всех уровней правительственных структур не включают комплексного подхода к проблеме равноправия женщин и мужчин, а те, кто несет ответственность за осуществление программ достижения равного гендерного статуса, не достаточно подготовлены к выполнению поставленных перед ними задач. Правительственные должностные лица в своей работе вообще не учитывают гендерный фактор. Приведем несколько примеров: "у нас была курьезная ситуация с должностными лицами, которые сказали, что наш доклад вызвал большой интерес, поскольку до этого они никогда даже не задумывались о некоторых из поставленных вопросов" (Украина). "Вы можете до бесконечности ожидать ответов на свои письма. В управлении Представительства никто ничего не знает. Руководитель Представительства интересуется лишь проблемами многодетных семей и, по-видимому, не видит проблем в отношении равного гендерного статуса" (Польша).

    4.3. Соблюдение международных обязательств

    Отсутствует последовательность выполнения Платформы действий и наблюдение за соответствием правительственных обязательств международным документам. Реального осуществления Платформы действий не наблюдается. Например, в Польше только НПО озабочены выполнением данного документа; Женская ассоциация по вопросам равного гендерного статуса - Пекин 1995 разослала 88 анкет в 39 центральных управлений и институтов, а также в 49 воеводств (местные государственные органы власти в Польше) с вопросами, касающимися осуществления Национального плана действий. Ассоциация получила только 5 анкет от центральных институтов и ни одной из воеводств. Такая реакция явилась прямым результатом письменного распоряжения Представительства по делам семьи ("не разумно предоставлять информацию Женской ассоциации по вопросам равного гендерного статуса по пунктам, предложенным в анкете").

    4.4. Государственные бюджеты для женских программ

    После Пекинской конференции финансовые средства из национальных бюджетов в поддержку женских программ были увеличены лишь в Венгрии (на 30%), в Словакии и в Украине. По остальным странам информация о выделении специальных средств на женские программы отсутствует.

    4.5. Взаимодействие национальных механизмов с НПО

    В целом, взаимодействия и сотрудничества национальных механизмов с НПО на постоянной основе нет. Однако можно привести несколько положительных примеров:

    В Болгарии Межведомственная рабочая группа, возглавляемая Генеральным секретарем Министерства труда и социальных вопросов, после проведения консультаций с женскими НПО достигла успехов в разработке Национального плана действий, который в октябре 1996 года был одобрен Правительством.

    В Венгрии, так называемый "Гражданский Форум", организованный Департаментом по вопросам равных возможностей, будет осуществлять сотрудничество с Отделом представительства женщин.

    Правительство намерено создать ряд Советов по подготовке решений, касающихся различных категорий людей, нуждающихся в поддержке, таких как инвалиды, женщины и т.д. В Совет, который будет заниматься женскими вопросами, будут входить заместители госсекретарей соответствующих министерств, представители женских НПО и эксперты. Его задачами будут инициирование новых программ по обеспечению равных возможностей для женщин и мужчин, выражение своего мнения на исполнение законов и плана действий правительств. Похоже, что вскоре мнения и требования НПО будут играть важную роль в формулировании политики Отдела. Отдел намерен создать комитеты НПО на местном уровне, чтобы сотрудничать с ними в сельской местностии обеспечивать выполнение гендерной политики.

    В Польше по инициативе Представительства по вопросам семьи и женщин был создан объединенный форум НПО и Представительства (май 1996 - октябрь 1997). Форум был организационной формой объединения и проводил ежемесячные встречи. Он был задуман как консультативный, совещательный и формулирующий мнение орган, включающий в себя 38 НПО. Наиболее ощутимым результатом сотрудничества внутри Форума была работа над Национальным планом действий.

    В Румынии, несмотря на растущую включенность женских НПО в общественную жизнь, национальный механизм предпочитает работать с НПО, занимающимися вопросами, связанными с правами человека. Пилотный центр помощи и защиты женщин - жертв домашнего насилия был создан в 1997 году, он координировался Министерством труда и социальной защиты. Работа двух важных НПО объединена в программу "Румынское независимое общество прав человека и Лига защиты прав человека". В тоже время было заключено соглашение о сотрудничестве между национальным механизмом и некоторыми женскими организациями, созданными при главной конфедерации профсоюзных комитетов Румынии.

    В Словакии представители НПО являются частью национального механизма. В него входят члены Координационного комитета по вопросам женщин, представители научного сообщества, профсоюзов, церкви и других аналогичных организаций.

    4.6. Сотрудничество национального механизма и парламента

    Сотрудничество между национальным механизмом и парламентами перечисленных стран до сих пор не налажено. В Словакии при Комиссии по здравоохранению в Парламенте существует Женская комиссия, но она не может влиять на принятие основных решений. В Румынии в рамках Комиссии парламента по европейской интеграции существует Подкомиссия по равным возможностям.

    4.7. Сотрудничество парламента и НПО

    Постоянного сотрудничества между парламентом и НПО в Албании, Болгарии, Македонии и Украине не наблюдается. Польские НПО сотрудничают с Парламентской группой женщин в рамках объединенного Форума, основанного в начале 1998 года. В Румынии Подкомиссия по равным возможностям иногда сотрудничает с женскими НПО на семинарах, при обсуждении законодательства и в образовательных программах. Парламентская комиссия по продвижению прав человека (возглавляемая женщиной сенатором) консультировала женские НПО по вопросу легальности абортов. В России Московский центр гендерных исследований (Проект гендерной экспертизы) сотрудничает с Комитетом по делам женщин, семьи и молодежи Государственной Думы по вопросу обеспечения равных возможностей для женщин и мужчин. В Словакии такое сотрудничество осуществляется в рамках деятельности политических партий.

    4.8.Учет гендерных интересов правительствами

    По мнению представителей женских НПО, правительства не учитывают гендерные интересы при принятии решений и в проводимой ими политике (в России были сделаны первые шаги). В Польше представители женских НПО оценивают подход правительства к вопросам женщин как консервативный и традиционный, что не соответствует Пекинским обязательствам.

    4.9. Выполнение Национального плана действий

    Несмотря на то, что Национальные планы действий были официально приняты правительствами, в Болгарии не сделано ничего, в Албании выполнен только небольшой объем работ, в Словакии НПД выполнен недостаточно, в Венгрии и России выполнен только частично. В Польше, по данным исследований Женской ассоциации по вопросам равного гендерного статуса, большинством центральных органов правительства НПД не выполняется. Работают только некоторые из них, и в очень ограниченной области, а на местном уровне нет личной ответственности за выполнение НПД. В Румынии в программе и стратегии Правительства, избранного в ноябре 1996 года, нет даже упоминания о стратегии или мерах достижения равных возможностей. На фоне общей политической и экономической нестабильности в стране выполнение НПД было бы все же желательно, поскольку никаких существенных изменений в положении женщин в Румынии не произошло. В Украине НПД выполняется регулярно.

    Национальные планы действий не обеспечивались фондами, предназначенными для их выполнения.

    Заключение

    1. Национальные механизмы улучшения положения женщин не функционируют должным образом в основном из-за их неустойчивости, недостатка властных полномочий и четко определенных мандатов, компетентности и гендерной чувствительности правительственных и местных органов власти.
    2. Международные обязательства, принятые правительствами на Пекинской конференции, не соблюдаются. Практически ничего не было сделано для выполнения Платформы действий.
    3. Национальные планы действий выполняются в очень ограниченном объеме.
    4. Несмотря на то, что женские НПО очень заинтересованы в выполнении Национальных планов действий, нет эффективного сотрудничества национальных механизмов с женскими НПО.
    5. Политика лиц, принимающих решения, не сконцентрирована на решении женских вопросов и достижении равных возможностейв обществе. Не было сделано никаких попыток использовать комплексный подход к проблеме равенства женщин и мужчин.
    6. У женских НПО нет доступа к информации о программах и ресурсах.

 


    Заключительные рекомендации

    • Обеспечить гарантии существования, устойчивости, мандата и полномочий национальных механизмов улучшения положения женщин.
    • Четко определить структуру, компетенцию, задачи и полномочия национальных механизмов.
    • Создать на прочной основе механизм сотрудничества между НПО и правительствами для использования комплексного подхода к проблеме равентсва женщин и мужчин, привлекать женские НПО непосредственно в процесс выполнения Национального плана действий.
    • Обеспечить выполнение НПД и выделить необходимые ресурсы для его выполнения.
    • Разработать НПД в странах, где его нет.
    • Принять и обеспечить выполнение закона о равном гендерном статусе.
    • Провести гендерную экспертизу существующего законодательства и разработать законодательные практики для проведения необходимых изменений.
    • Регулярно собирать, анализировать и предоставлять статистические данные в виде, учитывающем разделение по признаку пола, использовать их в политике и процессе принятия решений.
    • В политике правительств использовать комплексный подход к проблеме равенства женщин и мужчин.

     


    Информация для этого доклада была предоставлена:

    Албания:

    Ассоциация "Женщины в развитии" (Йета Катро Белули)
    Адрес: Rr. Bajram Curri, P. 438/3 Sh. 1, Ар. 9 Tirana, факс (355 42)350 50

    Болгария:

    Женский альянс развития (Регина Индшева, Павлина Филипова)
    Адрес: 2, Neofit Rilski Street, 1000 Sofia,
    тел/факс (359-2)980 55 32,
    e-mail:wad@yellowpages-bg.net

    Чешская Республика:

    Центр гендерных исследований (Вероника Пастрнакова, Мари Сермакова, Ленка Прусова),
    Адрес: Narodni Dum Smichov, Namest 14, Rijna 16, 150 00 Prague 5,
    тел/факс: (420 2) 544 225,
    e-mail: gender@ecn.cz

    Венгрия:

    Комитет уполномоченного по правам женщин (Ильдико Биро, Ержбет Мария Жабо)
    Адрес: 1088 Budapest, Muzeum kit. 4. В-С,
    тел: (36-1)266 9833, 2308, факс: (36-1) 2666-1008
    e-mail: ombudsno@freemail.c3.hu,
    e-mail: S2abo_Erzserbet@e34.kibernet.hu

    Македония:

    Союз женских организаций Македонии (Томка Дилевска)
    Адрес: Vasil Gjorgov bb. В.4,
    тел./факс: (389 91) 126 188,
    e-mail: uworm@soros.org.mk

    Польша:

    Женская Ассоциация равного гендерного статуса - Пекин 1995 (Иоланта Лозинска, Кинга Ломан. Александра Солик)
    Адрес: ul. Franciszkanska 18/20, 00-205 Warsaw,
    тел/факс: (48 22)6354791,
    e-mail: mailto:kingacom@waw.pdi.net

    Румыния:

    AnA - Румынское общество феминистского анализа (Сесилия Преда)
    Адрес: "AnA" Society, B-dul Ferdinand 24, apt. 12, 70313 Bucharest 2,
    тел/факс: (40 1) 252 49 59,
    e-mail: mailto:ana%20@ana.sbnet.ro

    Россия:

    Информационный центр независимого женского форума (Татьяна Бровкина, Елизавета Божкова)
    Адрес: а/я 230, 121019 Москва,
    тел/факс(7-095) 366 92 74,
    e-mail: iciwf@glasnet.ru

    Словакия:

    Фонд Гондвана (Сюзана Йезерска)
    Адрес: ul. Urbankova 19, 811 04 Bratislava,
    тел/факс: (421 7) 396845,
    e-mail: mailto:jezerska@emerge.sk

    Женский альянс в Словакии (Катарина Фаркасова) Адрес: Nabelkova 2, SK-841, 05 Bratislava, тел/факс: (421 7)654 28 147,
    e-mail: aliancia.zien@intemet.sk

    Украина:

    Женский информационно-консультативный центр (Олена Суслова) Адрес: 12А/11, ул. Саксаханского, Киев 2520033,
    тел/факс: (380 44) 227 0704,
    e-mail: olena@wicc.kiev.ua

     


    Издательский комитет:

    Павлина Филипова (Болгария), Сюзана Йезерска (Словакия), Ева Лисовска (Польша), Кинга Ломан (Польша), Сесилия Преда (Румыния), Александра Солик (Польша), Ержбет Мария Жабо (Венгрия)

    Редактор издания: КАРАТ коалиция

    Адрес: ul. Franciszkanska 18/20, 00-205 Warsaw, Poland, тел/факс (48 22) 635 47 91, e-mail:karat@waw.pdi.net Кинга Ломан - региональный координатор Тереза Олесжкзук - графический редактор Агниежка Гржибек - ответственная за типографские работы

Вернуться






(C) 1996-2000,
Женская информационная сеть
Дизайн - ИД "Пасомар"
    
Поддержка - Оксана Соловьева